Часть полного текста документа:Чтение "компьютерных мальчиков": результаты исследования В этой статье мы в некоторой степени ответим на вопросы, которые в последнее время стали так часто обсуждаться разными средствами массовой информации: "Будут ли дети читать, если у них появились компьютеры?", "Заменит ли компьютер книгу?" и тому подобные. В одной из предыдущих статей этого цикла мы уже говорили о том, что такого типа вопросы - это упрощение ситуации, поскольку в данном случае чтение книг противопоставляется либо теле- и видеопросмотру, либо - компьютерным играм. С нашей точки зрения, дело обстоит куда сложнее. Меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом (и эту совокупность мы назвали "новой моделью детского чтения"). И, самое главное, меняется характер и отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа - книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету. С точки зрения многих ученых, сегодня мы живем в период революционного изменения образа жизни, который обусловлен меняющимся информационным пространством. Эта ситуация беспрецедентна, но пока что не до конца нами осознана (во многом в связи с тем, что мы просто не успеваем осмыслить эти быстро идущие перемены). Особенно ярко эта ситуация проявляется в крупных городах, где дети часто имеют много возможностей для выбора того или иного вида медиа. Все больше детей живет в крайне насыщенной информационной и материальной среде, очень рано попадая в ситуацию выбора. Согласно данным западных исследователей, сегодня дети очень рано могут выбрать себе свой "стиль жизни", в выработке которого сегодня большую роль играют СМИ. Цели и задачи исследования Наблюдения и результаты исследований показывают, что самые значительные изменения в развитии новой телекоммуникационной среды происходят в крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь многие дети и подростки уже живут в такой новой среде или периодически в ней находятся. Эти группы детей, которые уже получили опыт взаимодействия с компьютером и Интернетом, имеют новые коммуникативные знания и навыки (т.е. являются более "продвинутыми" и адаптировавшимися к жизни в новой телекоммуникационной среде). Поэтому нами было проведено в Москве небольшое зондажное социологическое исследование. Опрос детей и подростков был проведен в декабре 2000г. на базе Российской государственной детской библиотеки, а также на базе дома детского творчества. В одну подгруппу попали обычные московские подростки, интересующиеся компьютером - посетители библиотеки (взаимодействующие с компьютером в медиатеке), тогда как в другой были подростки, получающие под руководством преподавателя начальные основы компьютерной грамотности в кружке. Всего было опрошено 60 человек, по 30 девочек и мальчиков из каждой подгруппы, возрастом от 10 до 15 лет (преобладали мальчики-подростки 13-14 лет). Это деление на две подгруппы не носит жесткого характера, и, в определенной степени, оно довольно условно: дети и той, и другой группы соприкасаются с компьютерами не только в школе или в кружке. Довольно часто это взаимодействие происходит дома, а также у друзей, знакомых, родственников подростка. Поскольку исследование такого рода было предпринято впервые, выводы по его результатам носят предварительный характер. ............ |