Полтавский технический университет
Чрезвычайные ситуации на атомном подводном флоте СССР.
Полтава 2007
Введение.
Севастопольский институт Ядерной Энергии и Промышленности создан на основе военно-морского училища , готовившего военных специалистов по эксплуатации ядерных энергетических установок атомного подводного флота СССР. Практически в каждом экипаже АПЛ СССР можно было встретить выпускников «Голландии». Многие из них стали участниками драматических событий , которые не раз происходили на АПЛ при имевших место авариях и катастрофах. Ряд особенностей этих катастроф повторились потом при возникновении ЧС на Чернобыльской АЭС, а также других опасных событий на суше. Для того чтобы нынешним выпускникам СИЯЭиП в процессе их последующей деятельности «не наступать дважды на одни и те же грабли» им необходимо познакомится с опытом аварий на атомном подводном флоте СССР ЦЕЛЬЮ данной работы является рассмотрение особенностей возникновения и развития ЧС техногенного характера на сложных , энергонасыщенных объектах на примере катастроф, имевших место нга атомном подводном флоте СССР.
1.Краткая история строительства атомного подводного
флота СССР.
После завершения Второй Мировой войны между недавними союзниками – победителями развернулось соревнование в военно-технической сфере, подогреваемое взаимным недоверием , политическими амбициями и стремлением к лидирующему положению в мире. Прежде всего это соревнование шло в сфере овладения ядерной энергией. В этой сфере наивысший приоритет после создания ядерного оружия был отдан массовому строительству атомных подводных лодок как средства стратегического сдерживания потенциального противника.
Впервые идея создания мощного атомного подводного флота в СССР была выдвинута И.В. Сталиным в 1952 году. Уже в конце 1952года к зам. председателя Совета Министров СССР Малышеву был вызван Владимир Николаевич Перегудов- генеральный конструктор КБ, проектировавшего ПЛ в СССР. Ему была поставлена задача создания первой АПЛ. Главным конструктором реактора был назначен академик Долежаль Николай Антонович.
Для работы над проектом были привлечены лучшие специалисты страны. Средств не жалели. В результате в 1958 году в СССР вступила в строй первая АПЛ- КЗ. США опережали СССР в данной сфере на 3 года(их «Наутилус» был спущен на воду в 1955 году).
Вместе с тем созданный Перегудовым корабль бы качественно иным . В отличие от американского «Наутилуса», повторявшего конструкцию дизельной ПЛ, обеспечивающей хорошую мореходность в надводном положении, КЗ имело форму корпуса, оптимальную для движения по водой (каплевидный нос и т.п.). В результате по своим характеристикам КЗ на много превосходила «Наутилус» по своим ТТХ и боевым возможностям. К3 стала прототипом всех последующих ПЛ как отечественных так и зарубежных.
За период до 1990 года
в СССР было построено 250 АПЛ, 2 тяжелых ракетных крейсера.
В США- 150 АПЛ,
В Великобритании-18 АПЛ.
В Китае-10 АПЛ.
Во Франции-11 АПЛ.
В СССР для строительства АПЛ была создана мощная промышленная группа в составе Министерства судостроительной промышленности. Основными центрами строительства АПЛ стали Северодвинск (Севмашпредприятие» -строительство РПКСН, ПО «Звездочка»- судоремонт),
С- Петербург («Адмиралтейское объединение»-многоцелевые АПЛ)
Нижний .Новгород (ПО» Красное Сормово» АПЛ)
Комсомольск на Амуре (Судостроительный завод им. ............