Часть полного текста документа: Как известно, после 1613 года абсолютно все цари пытались заставить русскую аристократию "работать на государство", - служить. Но чаще это заканчивалось неудачей и постепенно росли противоречия между жившей в свое удовольствие родовитой аристократией и "выскочками", которые получили звание и титул выслугой. И лишь после Петра I можно говорить о появлении особого служилого сословия - дворян. Со временем обедневшие аристократы шли к государю в услужение, и вскоре уже все дворяне обязаны были служить во благо отечества. Вообще, служба вообще ранее рассматривалась прежде всего как военная служба. И именно за военную службу ранее давались именья, титулы, звания... Гражданская служба - работа в канцелярии до реформ Петра целиком была на дьяках и подьячих. Церковь была огромной частью государственного аппарата. С увеличением числа образованных граждан не духовного чина и было связано становление чиновничества как такового вообще. Я считаю своей задачей освещение прежде всего светского столичного чиновничества, так как по моему мнению оно представляется классическим образцом, эталоном служилого класса на государевой службе. Но, естественно, без сравнения столичного и провинциального чиновничества мой рассказ будет не полон. Есть достаточно много работ, посвященных проблемам самодержавия и различных аспектов жизни дворянства, в которых имеются некоторые сведения о российском чиновничестве в XIX веке. Чиновничество в этих работах предстает как отдельная каста, которая самым непосредственным образом влияла на решение вопросов внутренней и внешней политики. В основном эти работы относятся к 1960-1970-м годам, так что сведения, содержащиеся в них, возможно, могли быть отражены не совсем верно. Негативные моменты могли быть преувеличены, а положительные преуменьшены. В своей книге "Российское самодержавие в конце XIX века" П.А. Зайончковский обращался к вопросу о сословном происхождении и имущественном положении высшей бюрократии, то есть лиц, занимавших руководящие должности в государственном управлении. А в работе "Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов" указывает, что одной из первых мер были предложения по очищению государственного аппарата от различных "либеральствующих" элементов, позволяющих себе критику правительства. Это говорило о непопулярности правительственной политики и об отношении к лицам, осуществляющим эту политику. В свою очередь Ю.Б. Соловьев в книге "Самодержавие и дворянство в конце XIX века" показывал малую приспособленность аппарата самодержавия не только по своему устройству, но и по принципу действия для быстрого и оперативного решения проблем, которыми ему приходилось заниматься и которые его не занимали. Во всем сказывался мелкочиновничий подход, повсюду давали себя знать гипертрофированный бюрократизм, безразличие к делу. В статье А.П. Корелина "Российское дворянство и его сословная организация (1901-1904 гг.)" показаны через призму дворянского корпоративного устройства основные тенденции эволюции высшего российского сословия и форм его классовой организации в период от падения крепостного права до начала первой русской революции. Таким образом в своей работе я постарался использовать труды, посвященные как чиновничеству вообще, так и отдельным аспектам их жизни и деятельности. Изучение состояния государственного аппарата России, особенно категории лиц, обслуживавших нужды государства, начиная от высшей бюрократии и заканчивая рядовыми полицейскими или низшими служителями различных ведомств, имеет бесспорно большое научное значение. Высшее и среднее звено государственного аппарата представляется чиновничеством, то есть лицами, состоящими на государственной службе и имеющими классный чин. В понятие "чиновничество" включается собственно чиновничество, то есть лица, имеющие классный чин и состоящие на службе в государственных учреждениях, а также канцелярские служители, занимающие аналогичное положение в правительственном аппарате и впоследствии получавшие классный чин, также служители церкви, так как церковь являлась долго неотъемлемой частью государственного аппарата. ............ |