Введение
У каждого бывают в жизни ситуации, когда мы вступаем в противоречие, разногласие с окружающими нас людьми. Причиной разногласия может быть простое непонимание другого человека, но если это разногласие или противостояние переходит в острую форму, грозящую осложнениями – столкновение, спор – это уже конфликт.
Причины и источники межличностных конфликтов находятся в сфере потребностей человека: потребности в пище, безопасности, любви и привязанности, самоуважении и т.д.
Напряжение и конфликты между людьми появляются при подавлении или угрозе удовлетворения этих потребностей. Например, Вы хотите чего-то добиться, но поставленная Вами цель оказывается трудно досягаемой в силу разных причин. Вы переживаете свой неуспех, неудачу и готовы обвинить в своих трудностях по достижению цели окружающих Вас людей. А окружающие (будь то родственники или ваши сотрудники) полагают, что Вы сами виноваты в собственной неудаче. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка напряженности и неудовлетворенности, что и ведет к конфликтной ситуации.
Но всегда ли конфликт – это зло? Уже в силу своей природы конфликт может быть носителем и созидательных и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным – так утверждают специалисты в области конфликтологии. Наша жизнь изменчива. Перемены, возникающие на нашем жизненном пути, непременное условие нашего существования, а следовательно, возникающие конфликты могут быть источником или двигателем нашего духовного и профессионального роста.
Конфликт – это высшая степень развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, общества в целом. Он характеризуется противоборством, имеющим своей целью устранение этих противоречий.
Очень часто непосредственной причиной возникновения конфликта служит недостаточная психологическая компетентность участников столкновения, отсутствие навыков правильного поведения в сложной ситуации. Люди, как правило, в подобной ситуации начинают вести себя как бы стихийно, они "идут" за конфликтом, а не управляют им. Пути выхода из создавшейся конфликтной ситуации могут быть как эффективными и продуктивными, так и неэффективными и деструктивными.
Существует пять таких основных стилей. Они описаны и широко использованы в программах обучения управлению делами, в основу которых положена система, называемая методом Томаса-Килменна (разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном в 1972 году). Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более сторон. Выбор стиля зависит от того, чьи интересы Вы хотите удовлетворить: а) свои собственные, действуя при этом активно или пассивно; б) интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
С помощью предлагаемого теста К. Томаса мы можем определить свой ведущий стиль поведения в конфликтных ситуациях и решить, насколько он эффективен или неэффективен в данной ситуации.
Определение стилей разрешения конфликтов
Опросник К. ............