Часть полного текста документа: "У жизни нет иного смысла, чем тот, который человек придает ей сам". - Эрих ФРОММ 1 "Личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностью и носят на себе их печать - тут взаимодействие". - Александр ГЕРЦЕН 2 Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Теология, философия, психология, естественные и социальные науки -некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период революционного обновления нашего общества. Главное направление возрождения - это его гуманизация.3 Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия "человек", с выяснения различия между понятиями "человек" и "личность". Хотя данные понятия и являются однопорядковыми, они, тем не менее, не тождественны. И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что "личность - есть общественно развитый человек".4 Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность - продукт общества. По теории Пьера Тейяра де Шардена, человек не может видеть ни себя вне человечества, ни человечество - вне универсума5, а феномен человека заключается в том, что он - человек - в природе есть настоящий факт, к которому приложимы требования и методы науки, причем из всех фактов, с какими имеет дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным, озаряющим. Выводом явилось высказывание, что "человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции".6 Питирим Сорокин обособил и выделил структуру социокультурного взаимодействия, состоящую из трёх аспектов, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.7 Подчеркивая место и роль социальных факторов в жизни человека, К. ............ |