Человечество и исторический процесс
Философия истории занимается основополагающими вопросами такого удивительного феномена, как человеческая история. Если греческое слово «история» означает рассказ о прошлом и исследование того, что действительно было, то философия истории освещает вопросы иного плана. Например, такие как «возможна ли история вообще»? Имеет ли история народов единый универсальный смысл? Имеет ли история направление? Кто творит историю? Каковы познавательные возможности человека применительно к исследованию исторического процесса? и т.д. Но, как уже известно из предыдущих разделов, в философском осмыслении мира нет единых подходов, а потому нет и единых, удовлетворяющих всех ответов на поставленные вопросы.
Термин «философия истории» ввел в оборот Вольтер, но сама философия истории возникла намного раньше. У древнегреческих мыслителей постепенно в процессе накопления исторических фактов история приобретает умопостигаемую форму. Ей оказывается преимущественно циклическая форма развития. Так, согласно А.Ф. Лосеву, античная философия есть философия вечного становления, вечного возвращения периодических мировых пожаров, перевоплощения душ. Историческое бытие человека представляется и как совокупность вечно повторяющихся фаз в изменяющемся общественном устройстве, в частности, в формах государственного правления.
Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. В ней становится возможным иное понимание истории, которое получило название линейное. Особенностью такого понимания исторического процесса является то, что оно предполагает направление истории, а следовательно, ее определенную внутреннюю логику и конечную цель. Линейное понимание истории способствовало возникновению эсхатологии – учения о конце истории. Таким образом, христианское понимание мира и человека изначально пронизано историцизмом.
Согласно христианству, история человечества – это процесс очищения человечества от совершенных им грехов для возвращения в вечность. История осуществляется под руководством Бога, т.е. христианская философии истории основана на провиденциализме, согласно которому миром правит Божественное провидение. Так, например, у Августина Блаженного история человечества наполнена глубоким сакральным смыслом, т.е. в событиях человеческой истории присутствует и направляет их течение Божественная реальность. Далее, история человечества имеет конечный пункт, но он достижим лишь в том случае, если человечество станет Богочеловечеством.
В рамках христианских воззрений на историю может быть выделен и такой ее аспект как необратимость истории, т.е. акцент на уникальности каждого события в истории, как бытия становящегося. Также важным принципом христианского историзма является универсализм, т.е. взгляд на исторический процесс не как на историю отдельного народа, отдельного государства, а историю всего человеческого рода.
Основные параметры концепции Августина Блаженного, осуществившего прорыв в восприятии истории в начале Средних веков, нашли свое проявление и в Новое время. Но концепция провиденциализма десакрализуется, земная история больше не воспринимается как священная история, определяемая Провидением. На Его место ставятся понятия «естественный закон истории» и «прогресс». Например, по Вико, историческое развитие всех народов идет согласно единому закону и проходит одинаковые стадии развития: первобытное варварство, феодализм, а также эпоху городов, юридических законов и разума. ............