Часть полного текста документа: КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА Работу выполнил Студент группы 97-ПР Белянин Г. Калининград, 2001 г. Проблема государственного долга сама по себе не является чем-то новым ни в научном, ни в практическом плане. Категории связанные с государственным долгом уже заняли прочное место в многочисленных словарях и справочниках, где в зависимости от политической конъюнктуры им даются конъюнктурные же толкования. Общая трактовка государственного долга Это сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения, валюты в которой выпущены и размещены займы государственный долг может быть внутренним и внешним, а в зависимости от срока погашения - капитальным ( долго- и среднесрочным) и текущим (краткосрочным). Не вдаваясь в политические трактовки целевой характеристики государственного долга (хронический дефицит госбюджета, гонка вооружений, дефицит платежного баланса и пр.) отметим, что сутью государственных займов является аккумуляция временно свободных средств населения и фирм, т.е. формирование кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство или его местные органы управления. Социальное содержание государственных займов как одной из форм привлечения денежных средств на покрытие государственных расходов, определяется природой и функциями данного государства. Обычно государственные займы носят добровольный характер, т.к. государство, мобилизуя за сравнительно короткий срок крупные денежные средства, предлагает населению или фирмам условия сравнительно выгодного и надежно помещения капитала. Истории, правда, известны и принудительные формы государственных займов (Германия 1939-1942 гг. ; СССР 1947-1955 гг.), но эти займы здесь в наших рассуждениях рассматривать не имеет смысла, поскольку в основе организации этих займов лежат чисто политические резоны, оценку которым давать следует скорее в политологических, нежели в экономическом исследовании. Следует, правда, остановится на проблеме источников покрытия государственного долга, и здесь без политики не обойтись. Ибо, например, займы, проводимые в Германии в период начала второй мировой войны предполагалось покрывать из будущих доходов, получаемых в результате планируемых завоеваний новых территорий. В СССР в послевоенные годы ставка делалась на быстрое восстановление народного хозяйства, сбалансированное развитие его отраслей, которые, по представлениям тогдашних политиков позволили бы расплатиться с кредиторами (населением). ............ |