Часть полного текста документа:Бытие Нарский И.С., Д.В. Майборода Философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов - самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий "существование" и "сущее" или же отличаться от них теми или иными смысловыми оттенками. Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (напр., Б. и сознание, Б. и мышление, Б. и сущность). Проблемы Б. изучает филос. дисциплина онтология, Как самостоятельное понятие Б. возникает в др,-греч. философии, в учении элеатов. Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: Б. есть вечное и неизменное единство противостоящее ему подвижное многообразие является небытием. Б. есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость - одно и то же - мышление и Б. Характерно, что уже в самом своем историческом начале категория Б. воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греч. философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом (ср. "логос" Гераклита, "число" пифагорейцев). Именно так эта категория принимается всей последующей антич. философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не "чистое" Б., а качественно определенные начала Б. ("корни" Эмпедокла, "семена" Анаксагора, "атомы" Демокрита). Этот компромисс позволял объяснить связь Б. с конкретными предметами, умопостигаемого - с чувственным восприятием. С др. стороны - категория Б. критикуется софистами (Горгий) как пустое понятие, допускающее отождествление со своей противоположностью, с небытием, а также натурфилософами как противоречащее обыденному и научному сознанию (апории Зенона из Элеи), Платон предложил решение антиномий Б. в своем учении об "идеях". Б. по Платону - совокупность умопостигаемых форм или сущностей, "идей", отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между Б. и становлением, но и между Б. и "безначальным началом" Б., которое Платон называет также "благом". В онтологии неоплатоников это различение изображается как две последовательные ипостаси "единого" (сверхбытие) и "ума" (Б.). Важной особенностью платоновского понимания Б. явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т.е. к видам Б, В философии Аристотеля, следующего в основном платонизму, появляется ряд специфических сдвигов в понимании Б.: отрицание Б. как высшего родового понятия, отождествление его с субстанциальной сущностью единичной вещи, попытка расчленить различные смыслы употребления слова "есть". Однако задачей "первой философии" остается, как и у Платона, усмотрение Б. как такового, Средневековая философия, опираясь на известное библейское самоопределение Бога: "Я есть сущий" (Исх 3, 14), часто сближает понятия Б. и Бога, считая Б. единственно возможным безусловным предикатом Бога. Связанная с этим теоретическая проблематика разрабатывалась в т.н. онтологическом аргументе. Различные трактовки Б. выразились также в споре реалистов и номиналистов, тяготевших соответственно к платонизму и аристотелизму. ............ |