ДОКЛАД
Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии, предлагаю вашему вниманию дипломный проект на тему разбуривание участка в районе деятельности ООО «Буркан» со спец. темой Бурение боковых стволов.
Целью проекта является анализ инструментов НПП «Азимут» для успешной проводки бокового ствола.
Геологический разрез скважины в основном представлен терригенными отложениями в частности аргиллитами, известняками и песчаниками.
Конструкция скважины состоит из:
- Направления Æ 426 мм спускаем на глубину 30 м для крепления верхнего интервала, сложенного неустойчивыми породами и для надежной изоляции пресноводного комплекса. Цемент за колонной поднимаем до устья.
- кондуктора Æ 324 мм спускаем на глубину 180 м для предотвращения осыпей, обвалов и прихватов, так как данный интервал сложен неустойчивыми породами.
- технической колонны Æ 245 мм спускается на глубину 364 м. для перекрытия водоносного горизонта в интервале 250-322 м то есть для предотвращения проявления, таблица 1.3. Цемент за колонной поднимаем до устья.
- эксплуатационной колонны Æ 146 мм спускаем на глубину 1822 м для проведения испытания эксплуатационных объектов.
Ожидаемые осложнения по разрезу скважины это:
- поглощения в интервалах 15-70, 900-920, 1006-1021 и 1309-1361 м.
- осыпи и обвалы и как следствие прихваты в интервалах 5-140, 831-863, 1219-1235 и 1723-1746 м.
- нефтегазоводопроявления в интервалах 15-70, 250-322, 1135-1145, 1222-1230, 1235-1250, 1429-1444, 1748-1768, 1771-1781 м.
Для вскрытия продуктивного пласта подобран глинистый раствор с основными показателями: плотность 1150 кг/ м3, условной вязкостью 40-45 с и ПФ 6-7 см3/30 мин.
В результате проведенных гидравлических расчетов подобран насос типа У8-6МА и забойный двигатель типа 3ТСШ-195
Существуют несколько способов зарезки бокового ствола. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
Вырезание окна в эксплуатационной колонне райберами - фрезерами через клин - отклонитель.
Вырезание сплошного участка эксплуатационной колонны раздвижными фрезерами типа УВУ и ФР.
Для уменьшения времени вырезания окна в эксплуатационной колонне и снижения энергетических затрат предлагаю в дипломном проекте применить разработку НПП «Азимут» фрезер скважинный с ловителем - ФРЛ. Данный фрезер дает возможность произвести вырезание окна за один спуск подъем инструмента, так как калибрующая часть, расположенная сразу за пилотом, позволяет сразу довести окно до номинального диаметра, а пилот кольцевого сечения не совершает работу над всей площадью вырезаемого окна и часть не профрезерованной стружки попадает в ловитель. Ожидаемое снижение энергетических затрат примерно составляет 15%.
Огромным минусом данного способа является сложность ориентированного спуска клина – отклонителя.
При бурении ствола выбран винтовой забойный двигатель типа Д1-105.
При бурении бокового ствола можно попробовать сократить количество долблений за счет применения алмазных долот вместо шарошечных. В настоящем проекте предлагаю применить долота лопастные с алмазным вооружением типа 4Л-126 РСА или долота с алмазным вооружением типа РСА-126 разработки НПП «Азимут»
В этом случае количество долблений сокращается до четырех вместо шести, это происходит за счет того, что проходка на одно шарошечное долото составляет 100 м, а проходка на одно алмазное долото составляет 140 м. ............