Часть полного текста документа: Бугаев Борис Николаевич (Андрей Белый) Годы жизни: 26.10.1880 - 08.01.193 Белый А. Портрет работы Л.С. Бакста Родился в Москве. Отец - Николай Васильевич Бугаев (1837-1903) - ученый-математик, профессор физико-математического факультета Московского университета, председатель Московского математического общества. В 1891-1899 гг. Белый учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. Формирование творческой личности писателя происходит в значительной степени под влиянием знакомства с семьей Соловьевых - братом философа Вл. С. Соловьева М. С. Соловьевым, его женой О. М. Соловьевой и их сыном Сергеем (впоследствии поэтом-символистом). Первые поэтические и прозаические опыты относятся к осени 1895-1899 гг. (в большинстве не сохранились). Поворот от юношеского "пессимизма" и созерцательности к мистико-эсхатологическим переживаниям наметился в первом крупном замысле (близком тогда еще не написанной "Краткой повести об Антихристе" (1900) Вл. Соловьева) - мистерии "Антихрист" (1898), драматической фантазии о воцарении Антихриста на Земле. Были опубликованы два фрагмента из этого незаконченного произведения: "Пришедший" (Северные цветы, 1903), "Пасть ночи" (1906). В 1899 г. Белый поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Успешно окончив его в 1903 г., он впоследствии никогда не работал по специальности, однако использовал познания и примеры из области "точных" и естественных наук в статьях и теоретико-философских изысканиях. Важнейшее значение приобретают для него в это время Вл. Соловьев и Ф. Ницше; их искания - опора в поисках кардинально нового мироощущения, в неопределенных предчувствиях новой эры, мистического преображения бытия. Эти переживания отразились в произведениях Белого, созданных им в индивидуальном жанре "симфоний" (лирическая ритмизованная проза, в которой слабо намеченные сюжетные линии сочетаются со сквозными развивающимися темами, ориентированными на законы музыкальной композиции). В 1900 г. создана "Северная симфония (1-я, героическая)" (1904),-опыт своеобразной сказочно-романтической поэмы в прозе, изображающей условно-фантастический мир, лишенный примет конкретного исторического времени, но внешне ориентированный на западноевропейское средневековье. 1901 г.- важнейший год в духовном формировании Белого: он переживает предвестия "несказанного", испытывает глубокую мистическую любовь к М. К. Морозовой, символизирующей для него соловьевскую "Подругу Вечную", пишет "Симфонию (2-ю, драматическую)" ( 1902), ставшую его литературным дебютом. Это автобиографическое произведение запечатлело московскую повседневность "под знаком вечности", в "апокалипсическом ритме времени", в предчувствии приближения неведомой жизни. Не принятая, в силу своей резкой необычности, критикой и широкой читательской средой, "симфония" была высоко оценена в кругу приверженцев символизма. В 1901-1902 гг. Белый написал "третью симфонию" "Возврат" (1905), в которой подлинный мир вечных сущностей представлен в контрастном сопоставлении с фиктивным миром земного существования. В это время он вошел в круг писателей-символистов, к которому у него формируется двойственное отношение. Отстаивая новаторские формы и приемы художественной выразительности у символистов, он не приемлет их "декадентского" мировоззрения с религиозно-философских, "теургических" позиций. ............ |