Часть полного текста документа: БЕНДЖАМИН РАШ Раш (Rush, Benjamin, 1745-1813) родился в семье ферме- ра неподалеку от Филадельфии. Образование получил в колледже в Нью-Джерси, а затем изучал медицину в 1766-1768 гг. в Эдин- бургском университете под руководством д-ра Дж. Редмана и в 1768-1769 гг. в больнице в Лондоне. Сближение с Франклином и общение с радикальными элементами ( во время пребывания в Лон- доне ) способствовало развитию и укреплению у Раша республи- канских взглядов. В 1769 г. Раш начал врачебную практику в Фи- ладельфии, причем оказывал медицинскую помощь главным образом бедноте. Одновременно в Филадельфийском колледже Раш занял должность профессора химии, впервые учрежденную в колониях. Результатом его преподавательской деятельности был курс лекций "A syllabus of a Course of Lectures on Chemistry". Общественная деятельность Раша в 70-е годы отмечена прежде всего его выступлениями против рабства негров, и в частности его известным "Обращением к жителям британских поселений в Америке относительно рабовладения". В 1774г. Раш был одним из главных организаторов Пенсильванского общества содействия отмены рабства негров, президентом которого он стал в 1803 г. Научная и общественная деятельность Раша при- вела его в основанное Франклином Американское философское общество. В своих выступлениях по политическим вопросам Раш неуклонно отстаивал интересы американских колоний против посягательств со стороны Англии. С первых же дней борьбы за независимость Раш принял активное участие в революционных событиях. По своим философским взглядам Раш принадлежал к правому крылу деистического направления в американском Просвещении. Хотя в центре внимания Раша физические факторы, он вовсе не игнорирует в своих работах факторов социальных, отмечая вли- яние на нравственность различных ступеней общественного раз- вития, экономики, государственного строя, профессиональных различий. Этики Раша очень близка к материалистической: обоснование естественного происхождения и сущности нравственности и выяснение физических и социальных причин ее изменения и дифференциации - отличительная черта подхода ма- териалистов к вопросам этики. Творчество Раша отмечено эк- лектизмом и попытками примирить науку с религией. Поэтому не удивительно,что он отрицательно отнесся к антирилигиозному труду Пейна "Век разума ". Влияние физических причин на моральную способность. Моральной способностью я называю способность человечес- кого духа различать добро и зло, или, другими словами, доб- родетель и порок, и делать выбор между ними. Это врожденный принцип, и, хотя его можно усовершенствовать путем опыта и размышления, он не вытекает ни из того, ни из другого. Метафизики давно уже спорят между собой о том, где же находится совесть - в воле или в рассудке. Этот спор можно различить, лишь признав, что воля - местоприбывание мораль- ной способности, рассудок - местоприбывание совести. Таинс- твенная природа единения обоих этих нравственных начал с во- лей и рассудком - это уже тема, не относящаяся к предмету настоящего исследования. Поскольку я считаю, что добродетель и порок состоят в действиях, а не в рассуждениях, и поскольку источник этих действий не совесть, а воля, я ограничу свое исследование главным образом влиянием физических причин на моральную спо- собность духа, связанную с волением, хотя, как я докажу это ниже, многие из этих причин действуют также на совесть. ............ |