Часть полного текста документа:Боязнь уколов и врачей Шишова Т. Л. Эти страхи распространены у дошкольников. В школьном возрасте, опасаясь насмешек, дети постепенно их преодолевают. Мальчикам полезна игра "Сражение", причем взрослый, комментируя происходящее, должен особо отмечать выдержку ребенка, поражаться тому, как это он не боится боли, говорить, что другой на его месте давно бы разревелся и т.п.Можно потом поиграть еще в военный госпиталь, опять-таки подчеркивая мужественное поведение "раненого". "БОЛЬНИЦА" Это традиционная игра девочек, обычно один из вариантов игры в куклы. Но для более эффективного преодоления страха боли и врачей лучше перейти к "человеческому варианту". Все врачебные процедуры, которые вызывают страх, нужно воспроизводить как можно подробней. Пусть ваша дочка побудет и в роли доктора, и в роли пациентки. Причем не одной, а нескольких: сыграет девочку, которая ничего не боится, и девочку, которая боится только уколов, зато все остальное воспринимает спокойно, и такую трусиху, которая даже в кабинет зайти не соглашается. Однако не соотносите это с ее поведением и не читайте нравоучений, а если она сама затеет разговор о своем страхе, скажите, что раньше, может, она и вела себя немного похоже, но сейчас все уже по-другому. Надо понимать, что пребывание в больнице, особенно когда ребенок находится там один, без матери, может серьезно травмировать его психику. И даже удивительно, что есть родители, которые этого не осознают. Сколько раз приходилось слышать: "Да он вроде не жаловался, не плакал, не просил, чтобы его оттуда забрали". А у малыша либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки из нее начинался ночной энурез, появлялись запинки в речи, перераставшие потом в явное заикание, резко повышалась раздражительность... А то, что он не просился домой... Есть одно слово, точно отражающее душевное состояние, конечно, не всех, но многих детей, надолго попавших в больницу. Это - "обреченность", чувство, в принципе не свойственное оптимистичному детскому возрасту и потому особенно опасное. Если уж оно поселяется в душе ребенка, то оставляет неизгладимый след. У малышей, лежавших в больнице, часто бывают глубоко запрятанные страхи одиночества, чудовищ, смерти, и в преодолении их помогут соответствующие игры. Что же касается непосредственно больничной темы, то развивать ее в играх следует постепенно и при ПОЛНОМ отсутствии психологического сопротивления. Избегайте прямой аналогии между заболевшим героем игры и вашим ребенком. Пусть это будет медвежонок или слоненок, а еще лучше изменить ситуацию на диаметрально противоположную: в больницу положат кого-то из взрослых, а ребенок будет навещать его, приносить гостинцы, ухаживать, ободрять. Потом, когда ваш сын или дочь понемногу "оттают" (родители часто говорят, что их дети вернулись из больницы не похожими на себя, "как будто замороженными"), можно будет сделать главным героем игры не взрослого, а ребенка. И фиксироваться уже не столько на сострадании, сколько на положительных моментах пребывания в больнице: на том, что больному всегда приносят вкусные лакомства, дарят подарки, выполняют его желания (это для детей помладше) и вдобавок для детей дошкольного и школьного возраста) на том, что сверстники уважают человека, который перенес операцию. ............ |