Часть полного текста документа:Бондаренко Илья Евграфович Годы жизни: 18.07.1870 - 21.07.1947 Нащокина М.В. По окончания Уфимской гимназии в 1887 г. поступил в МУЖВЗ, где находился под опекой видного московского зодчего А.С. Каминского, знакомого родственников Б. В 1891 г. после нескольких лет учебы оставил училище, не закончив его. Образование завершил на Строительном отделении Политехникума в Цурихе (Щвейцария) в 1894 г. Та же познакомился с известным купцом И.А. Морозовым, для которого сделал несколько орнаментальных рисунков для тканей. С осени того же года работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества руководил постройкой здании Духовной консистории на Мясницкой ул., возводившейся по проекту В. Г. Сретенского; кроме того работал в мастерской архитектора А. Е. Beбера, а в 1895- 1896 годах - в мастерской Шехтеля. С 1895 скрупулезно изучал русское искусство в Государственном Историческом музее и музее П.И. Щукина. С 1896 г. примыкал к Мамонтовскому кружку; в 1898-1899 гг. сотрудничал с гончарным заводом "Абрамцево". Скорее всего, именно это обстоятельство способствовало привлечению Б. для проектирования павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже (1899-1900). Как известно, этот международный смотр достижений науки, техники, промышленности и культуры стал мощным проводником стиля модерн в зодчество большинства европейских стран, в том числе, России. Яркие экзотические национальные формы выставочных павильонов так называемой Русской деревни в Париже, разработанные Б. совместно с художником К.А. Коровиным, оказались у истоков неорусского стиля - национальной модификации нового архитектурного направления. Они отразили богатые образные и декоративные впечатления, накопленные Б. во время путешествия по древнерусским городам Поволжья в конце 1890-х годов и по деревням Русского Севера. В дальнейшем творчестве зодчего именно этот язык архитектурных форм получил наибольшее развитие. В 19001905 гг. состоял архитектором Иверской Общины Красного Креста. В 1902 г. Б. принял активное участие в знаменитой московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля, ставшей точкой отсчета в широком распространении модерна в застройке Москвы. Он представил на ней предметы мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз. Автор первого и нескольких последующих старообрядческих храмов в Москве и ее окрестностях, возведенных после Манифеста 1905 г. и заложивших образные основы новейшего этапа старообрядческого храмостроения, внесшего заметный вклад в формирование облика города 1900-1910-х годов. Самыми выдающимися среди них были московские храмы в Токмаковом и Малом Гавриковом переулках, а также храм в Богородске Московского у. В них ясно выразились основные архитектурные приемы зодчего, составляющие его творческий почерк - образный лаконизм и выразительность, внимание к прорисовке силуэта, частое использование фасадной майолики или живописных панно. В своих работах Б. свободно комбинировал формы, генетически связанные с древнерусским зодчеством, но сильно стилизованные и утрированные. Его явно увлекала глубоко национальная архитектурная пластика Пскова и Новгорода, но пропущенная как бы через горнило Мамонтовского кружка. Его произведения в неорусском стиле явились последовательным продолжением принципов, заявленных еще в 1881-1882 гг. ............ |