Часть полного текста документа:Богослужение Митрополит Питирим (Нечаев) Основная сущность религии - это стремление установить прямую связь со своим первоначалом. Все древние религии исходили из того, что мир, человек, все проявления жизни имеют божественное происхождение. Контакт может произойти только в непосредственном общении. При этом, в зависимости от того, каков характер божества, этот контакт производился через различные действия: умилостивления - жертвы, выражения покорности - поклоны и т.п. Ветхозаветная библейская религия исходила также из понятия греховности человека, его вины перед Богом. Великая тайна Боговоплощения, когда одно из лиц Святой Троицы, Бог-Сын или Бог-Слово, от Духа Святого и Девы Марии принял человеческое естество, решительно, диаметрально изменила характер отношения человека к Богу. Все Евангелие проникнуто той мыслью, что Бог - это Любовь, которая проявляется в единстве человека с Богом. Поэтому древнее состояние греховности, вошедшей в мир с грехом прародителей Адама и Евы, уничтожено; стена, отделявшая грешного человека от Бога, сломлена и есть все средства для того, чтобы этой преграды более не существовало. Однако поскольку человек слаб и подвержен греху, существуют знаки, напоминающие о том, что прямой путь к Богу свободен, и что человек должен по нему идти. Именно этой цели служит христианское богослужение, являющееся обращением к Богу в трех категориях состояния: во-первых, это благодарность, которая проникнута чувством радости за то, что Бог с нами; во-вторых - прошение - прежде всего, о том, чтобы исполнилась воля Божия (что отражается в молитве "Отче наш"), а также просьбы об исполнении необходимых нужд; в-третьих, поскольку человек по-прежнему остается слабым и склонным ко греху, - покаяние. Эти три элемента выражаются в богослужении. В результате этой тройственной молитвы Бог дает плоды Святого Духа: любовь, мир, радость, способность терпения, воздержания. Православное богослужение начиналось с того, что община собиралась вместе, пресвитер совершал молитву благодарения и каждый произносил свою молитву. Затем пресвитер благословлял хлеб и вино, верующие принимали их часть. Этими действиями все выражали свою любовь и общность. Позднее появились старшие члены общины, пресвитеры, и в то же время были выделены несколько доверенных лиц - служители, диаконы. По мере разрастания общины появилась третья ступень - епископы. Постепенно столичный епископ становился старшим над младшими епископами меньших городов, над пресвитерами ставился благочинный и т.д. Постепенно усложнялось и богослужение, приобретшее определенный четкий порядок. До сих пор в Церкви существует особое исчисление времени. Во-первых, это - суточный круг. В древности одной из форм исчисления времени была городская стража - время неотлучного пребывания ночных сторожей на посту. Они менялись через каждые три часа. На такие же промежутки делились и дни. Отсюда в богослужении до сих пор сохранились "часы", отмечающие время дня: первый час, третий, шестой, девятый. Таким образом, в монастырях отмечали молитвой каждый временной рубеж суток. Церковный день начинается с вечера - в воспоминание о первых днях творения, как описывается в Библии: "И был вечер, и было утро, день первый" и т.д. ............ |