Реферат на тему:
Бог. Его имя. Философия
К понятию Единого Бога можно прийти многими путями, в том числе и рассуждая об имени Бога.
Проследим ход мыслей великого философа-теолога Николая Кузанского, который, учитывая удаление пространства в бесконечность в любую сторону или в сторону увеличения, ввёл понятие - Максимум: «...недаром великий Деонисий говорит, что понятие Бога приближается больше к Ничто, чем к Чему-то. Но святое незнание учит меня: то, что кажется уму ничем, есть Непостижимый Максимум... В самом деле, если Максимум есть тот Максимум, которому ничто не противостоит, то ясно, что ему не может подходить никакое собственное имя; ведь все имена налагаются, исходя из некоторой неповторимости смысла, благодаря которому одно отличается от другого, а там, где все вещи суть Единое, никакое собственное имя невозможно. Гермес Трисмегист справедливо говорит: «Поскольку Бог есть Всеобщность вещей, ни одно имя не есть его имя собственное, иначе или Бога пришлось бы назвать всеми именами, или все назвать Его именем».
Имена налагаются сообразно нашему различению вещей движением рассудка, рассудок не в силах выйти за пределы противоположности, и нет имени, которому в его движении не противопоставлялось бы другое. Соответственно, единству в движении рассудка противоположно множество, или многочисленность. Богу подходит не это единство, а такое, которому не противоположны ни различие, ни множество, ни многочисленность.
Это имя несказанно и превосходит всякое понимание. В самом деле, кто сможет понять бесконечное... Отсюда ясно, что утвердительные имена, которые мы приписываем Богу, Его бесконечно умаляют».
Ну что ж, добавить к этому почти и нечего, это всё-таки Кузанский.
Но сама тема довольно парадоксальна сама по себе. Казалось бы, всё понятно. Но попробуйте объяснить какому-либо верующему, что Брама, Яхве, Деос, Дао, Аллах, Господь и т.д. - это разные имена одного и того же Единого Единственного Бесконечного Бога. Видимо, даже когда верующий всё понимает, он ощущает некоторую ранимость. Начинает проявляться некая эгоистичность, тщеславие. Как бы в общности теряется интимность. Или хочется, чтобы именно твой Бог был самым реальным, самым мощным, самым большим, то есть был исключительно лучшим по сравнению с другими, а тут на тебе - Он оказывается общий и одинаковый у всех. И даже у самых матёрых атеистов.
И даже непривычно - наш стал у чужих, а чужой у нас, ну и что, что это одно и то же. И не с кем поспорить, и не кому нос утереть, и не в кого выстрелить. Трудно отделаться от этой эмоциональной примитивщины.
А ведь понятно, что если собрать сто человек ста национальностей, говорящих на ста языках и показать им одно яблоко, то они произнесут сто различных слов-названий, а если показать на одно небо, то все опять услышат сто различных слов, абсолютно одинаковых по смыслу. Точно такая же ситуация и с именем Господа.
В какой-то мере можно использовать слова-имена с нейтральным смыслом и без всякой окраски, например, - Единый, Сущий, Бесконечный и т.д.. Но очень проблематично использовать слова-имена-определения типа Мудрый, Сильный, Красивый и т.д.. В подобных случаях давать или приписывать какие-либо имена Единому Богу, озвучивать какие-либо качества и свойства просто глупо, безумно и опасно. ............