Часть полного текста документа:Блаженный Аврелий Августин (354-430) Пискунова С. И. Повествование в "Исповеди", естественно, ведется от первого лица и автор, на первый взгляд, хочет рассказать читателю о своей жизни. Но доходит оно лишь до момента крещения Аврелия, которое он принял 387 года в возрасте 32 лет (Августин - его крестное имя). Так что основная часть жизни Августина, годы, за которые он напишет книги, сделавшие его главнейшим авторитетом западной церкви (такие, как "О Граде Божьем") были еще впереди. Но, в отличие от писателей Нового времени, Августин пишет "Исповедь" не для того, чтобы запечатлеть свой особый, ни на чей другой не похожий жизненный путь. Он хочет показать, из чего складывается жизнь любого - каждого - человека до того момента, пока перед ним не откроется истина христианской веры и он из безликого грешника станет личностью ( что не значит "индивидуальностью"!). Поэтому, когда в первой "книге" "Исповеди" (а всего в сочинении Августина 13 "книг" - частей), автор пытается воссоздать первые мгновения и дни своей жизни, которых, естественно, нет в его памяти, он, не колеблясь, обращается к наблюдениям над другими младенцами: "Уже тогда я умел сосать... Затем я начал и смеяться, сначала во сне, потом и бодрствуя. Так рассказывали мне обо мне, и я верю этому, потому что то же я видел и у других младенцев сам: сам себя я в это время не помню" Рассказывая о своем детстве, прошедшем в небольшом североафриканском городе Тагасте, Августин, прежде всего, вспоминает о годах учебы в школе, устроенной по образцу всех школ Римской империи, где по многовековой традиции знания в детей было принято "вбивать". Из памяти автора "Исповеди" не изгладились испытанные им тогда несчастья и издевательствах (судя по его собственным признаниям, маленький Аврелий не видел смысла в учебе, был ленив - не мог заставить себя делать то, что ему не нравилось, - любил "игры", то есть спортивные состязания и ненавидел греческий...). И он горестно итожит: "Все это одинаково в начале жизни - воспитатели, учителя, орехи, мячики, воробьи; когда же человек становится взрослым - префекты, цари, золото, поместья, рабы - в сущности, все это одно и то же, только линейку сменяют тяжелые наказания". Но Августин вовсе не стремится представить человека полностью зависимым от сложившегося порядка вещей. Дело - не только в учителях и родителях ("Они ведь только и думали, чтобы я приложил то, чему меня заставляли учиться, к насыщению ненасытной жажды нищего богатства и позорной славы"): дело в греховной природе человека, в том первородном грехе, печать которого лежит на человечестве. Поэтому Августин и в себе - "маленьком мальчике" - старается разглядеть "большого грешника". Поэтому он не просто повествует о своей жизни - пишет автобиографию как таковую: он исповедуется, а значит, кается в содеянных и помысленных грехах, останавливаясь на, казалось бы, незначительных событиях и умалчивая об иных, более важных. Рассказывая о своем отрочестве, о себе шестнадцатилетнем (кн. 2), Августин мельком сообщает о том, где и как учился главной "науке" того времени - риторике, - без овладения которой римский гражданин не мог участвовать в общественной жизни, выступать на форуме, в суде, торгуя "красивой ложью" и "победоносной болтливостью". Из его слов ясно лишь, что в Тагасте получить хорошее риторское образование было невозможно. ............ |