Жизнеописание святой блаженной Ксении Петербуржской
Сост. В. Кузьминский
Велико желание начать с сопоставления. Вспомним один литературный сюжет, известную всем поэму. Ее герой живет в Петербурге обычной жизнью и не думает о том, что город "над морем основался", пока борьба враждебных стихий не отнимает у него любимого человека. Это потрясение помрачает его рассудок и он становится бездомным странником. Чуждый всем, он скитается, но не покидает города и начинает духовную брань с его основателем, поднявшим "уздой железной" на дыбы Россию. В этой брани герой одинок - отстаивая лишь земную правду, он не обращается к Богу и погибает. Так у Пушкина, но в жизни был и другой пример.
Тот же город и приблизительно то же время. Герой - женщина, несущая высший по трудности духовный подвиг юродства Христа ради. Ее брань не против земных властей, юродивые - люди, жаждущие абсолютной правды. И с помощью Божией она побеждает. Имя этой подвижницы - блаженная Ксения, петербургская странница и русская святая.
В год, когда российский престол перешел к дочери Петра Великого императрице Елизавете Петровне, блаженной Ксении было лет десять-одиннадцать, если временем ее кончины считать 1803 год. (Известно, что она юродствовала сорок пять лет, а до того прожила двадцать шесть.) Она была не из простых и не из бедных людей.
Около 1748 года Ксения была выдана замуж за Андрея Федоровича Петрова, офицера, который, однако, не служил в войсках, а пел в придворном хоре. Они прожили в любви и согласии десять лет. Муж достиг звания полковника. Дом у них был каменный, во всем достаток. Но Господь попустил Ксении два несчастья: бездетность и внезапную кончину супруга, причем Андрей Федорович не успел получить должного христианского приготовления к смерти. Ксении было тогда двадцать шесть лет. Все, что случилось с нею потом, доказывает, что к тому времени она достигла немалой духовной высоты и была, без сомнения, великой молитвенницей.
Народная память донесла до нас следующие события. Молодая вдова была так потрясена смертью мужа и тем, что он скончался без покаяния и причащения Святых Христовых Таин, что впала как бы в безумие. Гроб супруга она пошла провожать, надев его платье.
Родным, которые думали, что она помешалась, Ксения говорила: "Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая умерла... Не зовите меня более Ксенией, но зовите Андреем Федоровичем". Она не плакала, не убивалась над свежей могилой, а, наоборот, утешала всех. Ее поведение во время похорон говорит о великой силе духа - она в эти минуты и часы жила своим будущим подвигом, на который благословил ее Господь. Для людей все это было странно и печально. Да и кто мог проникнуть тогда в великую тайну духовного преображения молодой женщины?
В наследство ей остался дом на Петербургской стороне, в приходе церкви святого апостола Матфия, в котором она счастливо жила с супругом, и много разного имущества. Часть этого дома нанимала у Петровых некая Параскева Антонова, одинокая женщина.
И вот приходит с кладбища одетая в полковничий мундир Ксения Григорьевна. Жилица говорит ей с сокрушением:
- Как же ты будешь жить теперь, матушка?
- Да что! - отвечает ей блаженная. - Ведь я похоронил свою Ксенюшку, и мне теперь больше ничего не нужно. Дом я дарю тебе, только ты бедных даром жить пускай. Вещи же раздам, а деньги в церковь снесу, пусть молятся о упокоении души рабы Божией Ксении. ............