Часть полного текста документа: Благотворительность в России до 1917 года Благотворительность как форма помощи в отличие от обязательного общественно-государственного призрения носит факультативный характер. Она явилась ответом на непосредственные запросы жизни. Не говоря уже о современном капиталистическом строе который по социально-техническим условиям своего существования порождает безработицу как массовое социальное явление мы и в прошлом не знаем ни одной исторической эпохи которая в той или иной формой не была бы знакома с бедностью (как недостатком средств существования ) и нищетой (как полным отсутствием последствий). В прошлом источником бедности и нищеты были по преимуществу стихийные бедствия - землетрясения, наводнения, неурожаи, эпидемические болезни, пожары, захватнические войны, поборы победителей и т д ; в настоящим вытеснение труда машиной, промышленные кризисы, малоземелье, неорганизованность капиталистического рынка и т д. к этим основным причинам бедности и нищеты можно прибавить еще разнообразные формы индивидуального разорения: болезни, несчастные случаи, потери, порочные наклонности. Б и является самым элементарным, не посредственным и добровольным актом помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество. До настоящего времени в научной литературе не существует общепризнанного мнения о наилучшей системе презрения. В то время как одни с жаром отстаивают систему добровольного презрения, другие не менее горячо высказываются в пользу противоположной системы - обязательного призрения. Сторонниками системы волюнтаризма являются прежде всего мальтузианцы которые утверждают что обязательное призрение нецелесообразно: во первых потому что оно поощряет бедные классы населения к размножению, во вторых потому что оно ослабляет энергию трудящихся классов, наконец в третьих потому что оно является своеобразной прений в пользу неимущих перелагая заботу их содержания в форме специального налога на имущие классы. Так как обязательное призрение способствует росту населения тем самым способствует и росту нищеты. Последняя в свою очередь, требует все более усиленного обложения имущих в пользу бедных и может грозить экономическим истощением всему обществу. Другие сторонники системы волюнтаризма указывают, что обязанности должно, очевидно, соответствовать право требования такой помощи. Между тем, подобное право, по их мнению, не может быть юридически основано. Они выдвигают против системы обязательного призрения и нравственные мотивы, указывая, что бюрократическая, по необходимости, организация этой системы должна убить всякое живое чувство милосердия к ближним, что она невольно вырабатывает ледяное равнодушие к страданиям других, раз требуемый государством или коммуной налог в пользу бедных уплачен. Наконец, защитники этой точки зрения отмечают и то глубоко деморализующее влияние, которое, якобы, оказывает обязательное призрение на самих призреваемых, отучая их от правильного труда, развивая в них повышенную, ничем не мотивированную требовательность к обществу. Волюнтаристы признают, однако, необходимость организации центрального бюро частной Б. во избежании возможных злоупотреблений, так как одно и тоже лицо в ущерб другим может пользоваться одновременно пособиями из разных благотворительных учреждений. ............ |