Часть полного текста документа:Бизнес-процессы: работа над ошибками Павел Желдобин Опыт практической работы по описанию бизнес-процессов и автоматизации предприятий торговли, складов и цепочек поставок позволяет классифицировать систематически встречающиеся ошибки в управлении, снижающие эффективность бизнеса. В этой статье мы называем их "проблемами". Все они связаны с такими понятиями, как содержание и форма, цели и средства, причины и следствия. Специалисты по автоматизации различных областей бизнеса исследуют их, опираясь на знания экспертов-практиков из клиентских компаний. "Автоматизаторы" обобщают опыт практиков, придают ему форму систематизированного знания. Практики получают это знание в виде готового продукта. Автоматизация подразумевает создание и применение определенной программы для управления, учета и анализа. Здесь важно помнить, что адаптация программы возможна только на базе описанных и формализованных бизнес-процессов. Без полного понимания этих бизнес-процессов, их четкой взаимосвязи создать программный код невозможно. Зачастую между создателями кода и практиками существует целая пропасть. Мосты через нее строят аналитики и специалисты по описанию бизнес-процессов. Для этого проводятся исследования бизнес-процессов и опрашиваются практики. Как раз в ходе построения таких "мостов" и выявляются проблемы, которые мы хотим рассмотреть. Проблема №1. А зачем Вам это?! Как правило, собственники бизнеса не ставят целью сам процесс ведения бизнеса. Их прежде всего интересует прибыль и рост активов. Сам бизнес и организация деятельности - это лишь средства для достижения цели. Поэтому каждый процесс в технологической цепочке должен направляться на достижение главной цели - получение прибыли. На пути к ней не должно быть лишних шагов и процессов. Когда главная цель разделяется на ряд подзадач, это дает основу для составления бизнес-процессов и функций в компании. Затем определяется структура предприятия, строится функциональная модель, в которой каждый элементарный бизнес-процесс должен иметь конечную цель. С выяснения такой цели обычно и начинается интервью с практиками - создателями бизнес-процессов. На этом этапе возникает первая проблема. В ходе такой встречи аналитик пытается выяснить у эксперта классическую схему постановки и решения задачи в такой последовательности: цель бизнес-процесса (задачи), метод решения, перечень требуемых исходных данных. Это очень напоминает школьную триаду: дано - найти - решение. К удивлению, только в редких случаях эксперт способен сформулировать цель бизнес-процесса. Иногда даются такие объяснения: "Я все понимаю, только сказать не могу". Хотя, когда человек четко понимает что-либо, он легко это может объяснить. Отсутствие конечной цели бизнес-процесса приводит аналитика к двум выводам: либо эксперт некомпетентен, но бизнес-процесс нужен; либо бизнес-процесс не нужен. Как вы знаете, любое действие в бизнесе стоит денег. Поэтому бесцельные процессы - это необоснованные затраты. И прежде чем бросаться реализовывать очередную "гениальную" идею, стоит задаться вопросом: а зачем это действие нужно? Другими словами, возникает несоответствие средств и методов решения задачи. А иногда обнаруживается и отсутствие цели как таковой. ............ |