Часть полного текста документа:Биллинговые системы в решении актуальных потребностей операторов Александр Гургенидзе Биллинговая система, автоматизирующая взаиморасчеты с абонентами, - важнейшая часть бизнес-инструментов современного оператора. Без нее практически невозможно справиться с учетом предоставляемых услуг. Ведь только речевых услуг сегодня существует почти 3 тыс., и каждая из них может рассчитываться по собственному тарифу. Но чисто учетными функциями дело не ограничивается: оператору необходимо отразить в клиентском профиле индивидуальные особенности абонента, а это требует более "тонкой" настройки тарифных планов. Успех = ДОХОДНОСТЬ компании + удовлетворенность клиентов Сегодня перед российскими операторами связи стоят две основные проблемы: существенное снижение собственных расходов и повышение уровня удовлетворенности абонентов. Динамика рынка обострила проблему структуры стоимости в отрасли связи: размещая в телекомсфере капитал, инвесторы заинтересованы в высокой доходности операторских компаний. А соответствующий уровень прибыли оператора может быть сформирован лишь устойчивыми доходами от абонентских услуг. Чтобы добиться этого, операторы оптимизируют бизнес-процессы либо фронт-офиса (управление отношениями с клиентом и биллинг), либо бэк-офиса (проектирование сети, предоставление и обеспечение той или иной услуги). Если процессы первой области масштабируются достаточно просто, то второй часто включают в себя "ручную" работу, в которой принимают участие квалифицированные сотрудники, использующие несколько не интегрированных автоматизированных систем. Автоматизация большей части "бэк-офисных" процессов обеспечила бы радикальное повышение скорости и предсказуемости основных бизнес-процессов, оказывающих прямое влияние на качество обслуживания абонента. Одновременно с этим коммуникационные компании смогли бы существенно снизить эксплуатационные расходы. Современный оператор имеет три основных сетевых уровня: - магистральные сети MAN/ WAN, объединяющие технологии SDH/PDH, Frame Relay, ATM/Ethernet с поддержкой технологий IP MPLS; - сети "второй мили", объединяющие узлы агрегирования трафика, которые шлюзуют трафик сетей абонентского доступа в магистральные сети и разграничивают доступ к сетевым и информационным ресурсам оператора; - мультисервисные сети абонентского доступа, объединяющие узлы, поддерживающие технологии SDH/PDH, xDSL, FTTx, EoF, PON и т. п. Даже краткий обзор подсистем автоматизации выявляет отсутствие четких границ между отдельными подсистемами и условность структурирования комплекса NMS-OSS-BSS на подсистемы в принципе. В настоящее время нет ясного представления о разграничении функциональности подсистем. Например, для ERP-систем доминантой является долгосрочное и среднесрочное планирование ресурсов, но вопросы оперативного планирования и диспетчеризации персонала эффективнее решаются WFM-системой. Для каждого оператора необходимо решение, учитывающее его специфику. Поиском подходящих решений занимаются системные интеграторы, специализирующиеся на решениях для операторов связи. Обычно такие решения имеют модульную структуру, учитывающую масштабы автоматизируемой деятельности и планируемый объем минимизации издержек по каждой из подсистем. Однако если у оператора небольшой оборот, а затраты на ручной труд относительно невелики, то затраты на сквозную автоматизацию NMS-OSS-BSS могут и не окупиться. ............ |