Часть полного текста документа:О.КОНТ Социология как сам научная дисц-на зародилась в XIX в. на базе так называемого позитивистского направления соц ф. Позитивизм как особое течение ф. мысли возник в 30-40-х годах XIX в. в значит мере под влиянием впечатляющих успехов н-техн и естественнонаучного знания. К этому же периоду относится и возникновение -социологии как науки, опирающейся на наблюдение и ориентированной на эмпирические исследования социальных явлений и процессов. Основоположн.позитивной ф. и одновременно основателем науки соц был фр ф Огюст Конт (1798-1857) - основатель социологии как самостоятельной науки. Именно ему принадлежит и сам термин "социология" (от лат societas, т.е. общество, и гр logos, т.е. учение). Некоторое время он работал секретарем известного французского социалиста-утописта Клода Анри де Сен-Симона и находился под большим влиянием его идей. По мнению выдающегося французского социолога Э. Дюркгейма, уже в работах Сен-Симона содержатся все основные'идеи контовской социологии. Однако именно Конту принадлежит заслуга оформления этих идей в целостную концепцию, положившую начало созданию новой науки об обществе.О. Конт придерживался эволюционистской концепции'развития общества. При этом он считал, что основной вектор общественного, развития идет по линии прогресса человеческого разума, прогресса в познании человеком окружающего его мира. В своей трактовке истории человечества Конт вслед за Сен-Симоном развивал идею трех стадий духовной (интеллектуальной) эволюции. Согласно сформулированному им з-ну 3 стадий умств. развития человечества, наше знание о мире проходит последовательно 3 различных состояния: 1) теол-е (природные явления объясняются действием сверхъестественных божественных сил), 2) метафизическое (объяснения явлений мира осн-ся на различного рода абстрактных, умозрительных суждениях, осущ-ся посредством метафизических сущностей и причин, оторванных от жизненных реалий) и 3) позитивное, или научное (познание мира опирается на научное знание о природе и обществе, основанное на изучении эмпирически наблюдаемых закономерностей с использованием методологии точных наук). Последнее К расценивал как конечное достижение прогресса ч. разума. Такой позитивной наукой об обществе и является, по К, социология, которая призвана рационализировать организацию и функционирование социальной жизни человечества на основе сочетания начал порядка и прогресса.В соответствии с принц. позитивизма К рассматривал социологию как своего рода "социальную физику". В стр-ре социологии он различал соц. статику, имеющую дело с устойчивыми условиями существования любого общественного строя (это как бы "анатомия" общественного организма), и соц. динамику, изучающую естественные законы общ. развития ("физиология" общественного организма). В своей позитивистской концепции общества К отвергал дух индивидуализма и индивидуальные права людей. Право личности-- это безнрав и анархическое понятие, и в обществе, построенном на началах поз.ф, будут существовать лишь обязанности. Вместе с правами личности он отрицал и право вообще. Понятие права, должно исчезнуть из области политики, как понятие причины - из физики. Все члены общества, согласно его представлениям о "социократии", должны выполнять свои общественные функции (частные функции он вообще не признавал), и у них остается лишь одно право - право выполнять свой долг Идеи О. ............ |