Безопасность компании в повседневной деятельности
Работа по обеспечению безопасности требует в первую очередь взвешенных управленческих действий в различных направлениях, согласованных по времени, продолжительности и объему затрат ресурсов. Чтобы такая деятельность была целеустремленным движением вперед, а не представляла собой хаотические порывы без смысла и понятной цели, необходим общий фундамент. Важно преподнести работу по повышению безопасности не как личный произвол начальника, вызванный внезапным "озарением", а как обоснованные и направленные действия на основе четко проработанной нормативной базы. Начальственный произвол от нормальной управленческой деятельности отличается тем, что первый основывается на волевом решении руководителя, а вторая имеет в качестве базы определенный свод правил, по которым живут все без исключения сотрудники и руководители организации. Создание системы безопасности или даже попытки повлиять на ее развитие требуют минимальных знаний о сути обсуждаемых вопросов. Эта область деятельности сама по себе очень логична и структурирована, поэтому при усвоении базовых принципов ориентироваться в проблеме вам будет гораздо проще. Рассмотрим основу основ системы безопасности - ее нормативную базу, а по ходу изложения приведем примеры, которые пояснят суть некоторых вопросов, непосредственно касающихся работы с персоналом.
Нормативная база должна быть представлена пакетом из нескольких основных документов. Взгляды на этот счет у различных авторов различаются. Как первоочередные чаще всего упоминаются следующие документы.
Концепция безопасности, описывающая общие принципы и подходы к организации системы безопасности. Этот документ должен быть основательно проработан и обязательно утвержден руководством организации.
Стандарты безопасности, в которых разъясняются основные понятия, определения, термины, строятся модели систем организации, дается набор признаков и показателей безопасного состояния объектов и систем. Например, транспортное средство обеспечивает безопасную перевозку грузов, если эксплуатируется в соответствии с рядом требований, в соответствующем порядке проходит техобслуживание и имеет свидетельство о прохождении техосмотра. Подобные описания должны быть составлены для основных объектов и подсистем организации.
Процедуры безопасности. В этом документе указывается, что следует делать в данной организации для того, чтобы уровень информационной безопасности соответствовал определенному принятому стандарту.
Методы безопасности. Этим понятием обозначают документы для конечных пользователей и рядовых сотрудников, подробные инструкции к действиям. Например, инструкцию по резервному копированию личных данных в выделенную для каждого сотрудника папку на сервере.
Аварийный план. Документ, который описывает действия в случае нанесения какого-либо существенного ущерба организации, а также действия по восстановлению ее нормальной деятельности. Подробно и развернуто суть этого понятия описывается в специальной литературе и статьях по обеспечению непрерывности бизнеса. Если попытаться изложить смысл этого понятия упрощенно, то в аварийном плане должен быть представлен подробный ответ на вопрос: "Что делать, если...". Например, что делать, если вышла из строя офисная мини-АТС? Что делать, если случился пожар? Кто отвечает за восстановление работоспособности локальной сети и какими именно ресурсами обеспечен этот сотрудник? В качестве примера можно привести одну из российских компаний. ............