Часть полного текста документа:Безопасность и защита от терроризма - основа качественного и надежного функционирования сложных техногенных систем транспорта Н.А. Махутов, В.А. Досенко, Г.И. Тараненко. Анализ безопасности функционирования сложных техногенных систем транспорта практически полностью определяется безопасностью широко известной обобщенной многокомплексной системой "человек-машина-среда" (ЧМС). Наличие человеческого фактора в сочетании с особенностями взаимодействия всех факторов вносит в процесс научного анализа и разработки рекомендаций по обеспечению безопасности и предотвращению терроризма значительные трудности. Все созданные и практически реализованные человечеством виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, городской наземный и подземный (метрополитен) транспорт, авиация, аэропорты, посадочные и взлетные полосы, морской и речной транспорт, морские и речные вокзалы, космические системы и транспортные системы трубопроводов различного назначения, системы электропередач и т. д. - по своему целевому, структурному, промышленному, административному, экономическому, социальному и географическому определению безусловно относятся к категории одних из самых сложных техногенных систем (Тр-СТГС), которые функционируют в мировом пространстве. Повысить определенности предсказуемость функционирования подобных многомерных систем с целью повышения их безопасности и сопротивлению терроризму за счет установления эмпирических функциональных зависимостей не представляется возможным. Аналитический подход показывает, что между указанными сложными техногенными системами и составляющими их подсистемами существуют синергетические связи, которые образуются в открытых системах при их взаимном влиянии, обмене энергией, информацией и т. д., т. е. при взаимодействии с окружающей средой и друг с другом в неравновесных вариабельных условиях. Кроме того, взаимная связь между большим количеством переменных факторов характеризуется не только сложной многофункциональностью, но и взаимным влиянием на изменение вероятностных законов распределения каждой из случайных величин. Решение подобных задач предопределяет необходимость использования математических вероятностных методик, применяемых для анализа стохастических связей. Последнее в значительной степени осложняет анализ многофакторных техногенных систем, который должен быть основан на применении математических вероятностных законов случайных процессов. Комплексность решения по вероятностно-стохастической оценке должна предусматривать в первую очередь анализ наиболее значимых параметров в ранге их влияния на эффективность организации безопасности функционирования и сопротивляемость систем возможному террористическому воздействию. Важнейшая цель задачи расчета подобных многомерных систем должна предусматривать ответ на самые важные вопросы - какова величина риска принятия того или иного решения, какова вероятность получения положительного результата, а именно увеличения безопасности и сопротивляемости системы возможному террористическому воздействию. К сожалению, инженерные методы анализа, расчета и оптимизации сложных техногенных систем с привлечением теории случайных процессов не получили широкого практического развития, что в значительной степени снижает управляемость и эффективность функционирования подобных систем. ............ |