Часть полного текста документа:Безнасильственное решение конфликтов между подростками. Немецкий опыт Ефимова М.В. В последние годы в нашей стране наблюдается рост насилия, особенно среди подростков и молодежи. Это типичное явление для переломных моментов истории. Основную причину стоит, очевидно, искать в растущей бездуховности молодежи и подростков, неблаготворном влиянии средств массовой информации, особенно телевидения, на формирующиеся умы и души. Мы можем говорить о "тлетворном влиянии Запада". В то же время в европейских странах накоплен богатый опыт воспитания подрастающего поколения. Возможно ли бороться с насилием безнасильственным путем? Ответ на этот вопрос можно найти в недавней истории Германии. Тяжелая ситуация сложилась в ФРГ в конце 80-х- начале 90-х годов. Она была обусловлена, с одной стороны воссоединением Восточной и Западной Германии, с другой стороны вспыхнувшими конфликтами между немцами и иностранцами, живущими в ФРГ. Настроения недовольства присутствием иностранцев, которые якобы занимают рабочие места немцев, зрели давно. Среди молодежи увеличилось количество правых экстремистов, так называемых "skinheads"-бритоголовых. В ответ на это правительство ФРГ создало специальную Независимую комиссию по предотвращению и устранению насилия, деятельность, которой в 1987-89 была направлена на изучение конфликтов и применения насилия среди молодежи на улице, в школе, в семье. Результатом работы комиссии явились, в том числе учебные пособия ''Остановите насилие'' и ''Демократия. Правовое государство. Насилие". 1. На уроках социологии и политики школьники под руководством учителей изучали такие проблемы как ''правый экстремизм и его корни'', ''школа и насилие'', ''насилие, экстремизм и терроризм'', ''иностранцы в ФРГ''. Комиссией были подведены итоги опроса населения и органов полиции, в которых большинство высказались за безнасильственное разрешение конфликтов. Очевидно, что насилию и подчинению ему дети учатся еще в раннем возрасте в семье, во дворе, в школе. Поэтому Педагогическим Центром Берлина был разработан проект "Школьно-педагогические меры по снижению насилия и готовности к нему среди детей и молодежи", который начал претворяться в жизнь с 1990-91 гг. В проект вошли многосторонние исследования ученых-педагогов, учителей-практиков и социальных педагогов по данной проблеме, которые были отражены в целом ряде публикаций, видеофильмах, фильмах на тему "школа и насилие". Особый интерес представляет, на наш взгляд, брошюра Джеми Уолкер "Безнасильственное решение конфликтов в классе", которая явилась результатом научно-исследовательской работы педагога, которая проводилась в 1987-91 гг. на базе основной школы им. Х. Цилле в Берлине. В семи классах с первого по шестой проводились, как дети их называли, "уроки игры", в течение семи месяцев 1-2 раза в неделю. Джеми Уолкер видит причину конфликтов между детьми и подростками в их нервозности, неспособности долго выдерживать напряжение, не реагируя непосредственно с помощью агрессии. Автор рассматривает различные типы конфликтов: внутри группы детей одного пола, между мальчиками и девочками, между детьми разных национальностей, между учителями и учениками. Она приходит к выводу о том, что дети и подростки просто не умеют, не научены мирно разрешать конфликты. ............ |