Часть полного текста документа:Белка (белка в колесе) Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость - крутиться как белка (в колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости: бел. хiтры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось, что русалка, полудница, черт, леший, покойники бегают очень быстро ("едва соследимо"; "так, что их и на коне не догнать"). Столь же быстро перемещаются в пространстве и греческие боги, и бессмертные других регионов; "Ригведа" говорит, что Вишну "тремя шагами прошел через этот мир" (I.22.17), при этом движение Вишну имело космогонический характер, он - "пересек земные пространства и, шагнув трижды, укрепил верхнюю сферу" (I.154.1). Образ белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям домовой, водяной, русалка; согласнорусским и белорусским поверьям, стада белок находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка - помощница ведьмы. Взгляд на белку как на нечистое животное в значительной мере способствовал тому, что мясо белки считалось несъедобным. У хорватов беременной запрещено есть беличье мясо, т.к. ребенок может родиться черным. Однако табу на использование мяса белки в пищу одновременно указывает и на сакральность этого животного. Образ белки имеет продуцирующую семантику. В Словении среди участников масленичного ряжения, изображавших свадебную процессию, были ряженые белки. В польском соннике XIX в. белка во сне толкуется как предвестье счастливой женитьбы или рождения детей. В Словакии лоскут ткани, которым отгораживали роженицу, украшали вышивкой с мотивами белки, петуха, оленя и павлина. Кусок беличьей шкурки использовался у словаков при обмывании новорожденного 1. Белка получилa название по цвету шкурки очень редкой - белой - разновидности. Белые животные, белые птицы, особенно те, что редки или вообще не встречаются в природе, считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. Так, белый волк - "царь над всеми волками" и в то же время - "леший, лесной царь". В текстах представлена огненная символика белки, что отчасти мотивировано рыжей ("черемной", "опаленной") окраской ее меха. (Однако слово белый - общеслав. индоевр. характера; образовано посредством суф. -l- от индоевр. *bha - "светить, сиять, блестеть": ср. др.-инд bhas - "сияние", bhalam - "блеск"). Белый цвет означает сакральность, чистоту, плодородие, свет и т.п.; это один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный прежде всего черному цвету. Ср. представление о "царстве тьмы" как о загробном мире, противопоставленном "белому свету". Однако "белый" - частый эпитет смерти: в образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Польские крестьяне называют ее Biala, при этомozenic sie z Biala [жениться на Белой] означает "умереть". На Смоленщине домовой иногда называется белуном, он с белой бородой, в белом саване и с белым посохом. В Белоруссии русалку зовут белой бабой 2. В африканском племени ндембу белый цвет символизирует благо, источник силы и здоровья, чистоту, отсутствие неудач, силу, власть, зачатие и рождение ребенка, встречу с духами предков, щедрость, охотничью доблесть 3. * * * Представление о судьбе как о кольце, внутри которого заключен человек, позволяет понять "колесо" Иксиона и использование в симпатической магии птички-вертишейки, которую привязывали к колесу, чтобы вращением этого колеса связать любовью намеченную жертву (Тheocr. ............ |