Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования РФ Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина Факультет разработки нефтяных и газовых месторождений Реферат по курсу педагогическая антропология. Тема работы: Башкирский этнос. Студент гр. РФ 94-10 Ашуров В.В Москва 1999 СОДЕРЖАНИЕ 1. ГЕОГРАФИЯ (МЕСТО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ), САМОНАЗВАНИЕ И ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР ...........................................3 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП БАШКИР............ ...................................6 3. БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ....................................................................................9 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ И КОСТЮМЫ БАШКИР................................11 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................16 1. ГЕОГРАФИЯ (МЕСТО ПОИСХОЖДЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ), САМОНАЗАВАНИЕ И ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР. Башкиры (самоназвание башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Численность по переписи 1989, в республике 863,8 тысяч человек, в Российской Федерации - 1345,3 тысяч, в бывшем СССР - 1449,2 тысяч. За пределами республики башкиры живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской областях, Татарстане, Казахстане, Средней Азии, на Украине. Первые упоминания этнонима в форме "башгирд", "башкирд", "башджирт", "баджгар" зафиксированы в 1-й половине 9 века во время путешествия в страну башкир Саллама Тарджемана, также упоминаются в рассказах Масуди (10 век) и Гардизи (11 век). К рубежу 9-10 вв. относятся сведения ал-Балхи и Ибн-Русте, к началу 10 в. - Ибн-Фадлана, к 13-14 вв. - Плано Карпини ("баскарт"), Виллема Рубрука ("паскатир"), Рашида ад-дина. С 15-16 вв. регулярными становятся упоминания о башкирах в русских источниках, главным образом летописях. На протяжении 18-20 вв. выдвинуто около 40 толкований этнонима "башкорт". Почти все они сходятся на том, что слово это сложное, тюркского происхождения. 1-я часть термина трактуется как "голова", "главный" (в форме "баш"), "отдельный", "обособленный" ("башkа"), "серый, сивый" ("буз"), а 2-я часть - как "червь", "пчела", "волк" ("kорт"), "поселение", "страна" ("йорт") или "орда" ("урза"). Выделяются версии, трактующие этноним Б. в значении "люди с реки Башкаус" (Горный Алтай) или "свояки огуров" (т.е. огузов). До недавнего времени пользовались популярностью две гипотезы: 1) "баш" ("главный") + "kорт" ("волк") - "главный волк", "волк-вожак", "волк-предводитель", "родоначальник"; 2) "баш" ("главный", "головной") + "kор" ("круг людей", "племя") + "-т" (показатель множественности, собирательности, заимствованный из иранского или монгольского языков) - "головное племя", "народ". Первая гипотеза опиралась на почитание волка башкирами и на народные легенды, вторая - привлекала сторонников своей кажущейся престижностью. Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово "башкорт" этимологизируется как "волк-вожак", "волк-предводитель", но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политичический союз (раннюю форму государственного образования), а затем стало общим наименованием этого объединения. В пользу этой точки зрения выдвинуты доводы: 1. Почти все прежние гипотезы приложимы не к целому народу, а, скорее, к отдельному человеку ("главный пчеловод", "главный волк" и т.д.) и не объясняют, как они могли стать именем этноса; 2. ............ |