Часть полного текста документа:Башкирская ветвь российского древа философов Абдуллин А.Р. ...Нужно писать не словарь философский, а словарь "философов", потому что именно в философии, как и в поэзии или беллетристике, мастер выше мастерства - мастер кует статую, и самая техника статуи гораздо меньше стоит, чем душа творца. Н.Н.Русов, ж-л "Новая русская книга", 1922 Нужен ли "словарь философов"? Да, нужен. Но почему? Разве недостаточно существующих "философских словарей"? Недостаточно, ибо философия занимает особое положение среди прочих наук. Вдумайтесь: химик "химичит", философ "философствует". Какая между ними принципиальная разница? В любом химическом процессе претерпевает изменение вещество, в процессе же философствования - дух человека, т.е. философа. Химическая реакция может носить имя ее первооткрывателя, но связь эта условна. В том-то и состоит ценность науки, что ее результаты не зависят от личности их создателя (субъекта). Поэтому "бесчеловечность" есть критерий объективности научных результатов, и, следовательно, "бесчеловечная" наука не нуждается в словарях своих ученых. Совершенно иным образом обстоит дело с философией. Почему "научные" результаты философствования имеют непосредственную связь с личностью философа? Потому, что философствование изначально предполагает философскую настроенность! Ученому не понять, какую роль для философа играет настроение. Суть ее состоит в следующем. Речь философа всегда соответствует чему-то, а именно бытию сущего. Но как возникает это соответствие? Великий мыслитель ХХ века Мартин Хайдеггер так отвечает на этот вопрос: "Сущее как таковое располагает речь таким образом, что она настраивается на Бытие сущего. Соответствие является настроенным обязательно и всегда, а не лишь иногда и случайно. Оно есть некая настроенность. И только на основе настроенности повествование соответствия получает свою точность, свою расположенность" [5, с. 120]. Быть расположенным к чему-либо значит любить. Философия и есть любовь к ... Подлинную Любовь не доказывают, она самодоказуема, достаточно лишь выразить ее, высказать. Таковым является и Сказ философа... Философское познание априорно, т.е. оно не нуждается в научных экспериментах. Философское познание есть духовное обладание предметом или, как пишет другой немецкий философ Д.Гильдебранд, "философская тоска, eros, имеет своей целью не только интеллектуальное обладание... Одновременно она хочет разрешиться в духовном "обручении" с этим миром, которое выражается в контемплативном (kontemplativ - созерцательный, постигаемый интеллектуальной интуицией. - А.А.) обладании, в созерцании последнего" [2, с. 290]. Для того, чтобы познать, философ должен настроиться, полюбить. Только в этом случае происходит априорное познание, философ познает свой предмет изнутри, ибо он обладает им в своем духовном прозрении. В философском познании в отличие от научного нет субъект-объектного отношения, ибо между ними (субъектом и объектом) нет разрыва, и, следовательно, нельзя разрывать философию и ее философов. Чтобы понять это, нужно уметь отличать сферу философского познания от прочих, не философских сфер. А это уже предмет отдельного разговора. II Как бы в подтверждение вышеприведенных рассуждений федеральная программа книгоиздания Росси недавно выпустила книгу П.В.Алексеева "Философы России ХIХ - ХХ столетий. ............ |