Банковские резервы и их состояние
Введение
В настоящее время в «Бюллетене банковской статистики» Банка России публикуются два показателя денежной массы (в национальном определении и по методологии денежного обзора). Они отличаются, прежде всего, тем, что агрегат «денежная масса (по методологии денежного обзора)» включает депозиты в иностранной валюте. При изучении состава этих показателей, оказывается, что из них исключаются депозиты органов государственного управления, а также депозиты в рублях, размещенные в кредитных организациях иностранных государств вне территории Российской Федерации. По определению, предложение денег (или денежная масса) – это общий объем находящихся в обращении общепринятых платежных средств, широко принимаемых в качестве оплаты товаров и услуг и при погашении долгов (М.Е. Дорошенко, 2001, стр. 70), а в узком смысле предложение денег, согласно М.Е. Дорошенко, представляет собой сумму наличных денег в обращении и вкладов до востребования. Согласно данным определениям депозиты органов государственного управления должны включаться в составы обоих показателей денежной массы, также как и депозиты в рублях, размещенные в кредитных организациях иностранных государств вне территории Российской Федерации.
Оптимизация структуры показателей денежной массы в России
При оценке степени остроты данной проблемы не в последнюю очередь необходимо учитывать мнение международных рейтинговых агентств (Standard&Poor’s, Fitch, Moody’s и других). Даже если рассматривать депозиты органов государственного управления, как сумму денежных средств, изъятых из обращения и не участвующих в процессе мультиплицирования, необходимо учитывать позицию международных рейтинговых агентств, отслеживающих колебания основных макроэкономических показателей, которые включают показатели денежной массы, оказывающих непосредственное влияние на уровень суверенного кредитного рейтинга. Рано или поздно данные депозиты в любом случае будут включены в состав денежной массы, однако вряд ли этот процесс будет плавным и постепенным и, таким образом, столь искусственно созданные скачки денежной массы неизбежны. Если посмотреть статистику за 2007 год, представленную на сайте Банка России, то с 01.11.2007 по 01.01.2008 денежная масса в национальном определении увеличилась на 16,2%, в то время как депозиты органов государственного управления за указанный промежуток времени сократились на 12,7%, учитывая, что доля данных депозитов при условии их включения в состав показателя денежной массы составляет примерно 30-35%, получается, что колебания денежной массы, обусловленные приведенными выше причинами, могут быть довольно существенными. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность и практическую значимость исследования.
Возможны, на наш взгляд, как минимум, два пути развития разрешения данного вопроса: во-первых, можно все же включить депозиты органов государственного управления в состав денежной массы, однако, в этом случае остается вопрос с денежным мультипликатором, который, принимая во внимание методологию расчета данного показателя, используемую Банком России и представленную в «Вестнике Банка России», будет неминуемо искажен; во-вторых, можно попросту сопровождать публикацию каждой подобной операции небольшим описанием, поясняющим, пусть и весьма поверхностно, суть каждого существенного (более чем на 5 %) колебания. ............