Часть полного текста документа:Автоматизированное тестирование при разработке ПО Виктор Ематин, Борис Позин Аннотация Статья рассматривает один из самых важных этапов при разработке сложных программных систем - этап тестирования. Современные средства разработки позволяют быстро построить "каркас" приложения, но насколько это качественно? В статье описываются основные задачи тестирования, виды тестов и критерии тестирования. Приводятся рекомендации по построению процесса тестирования. Тестирование - один из важнейших этапов проверки качества разработанного ПО. Так сложилось, что ответ на вопрос о качестве ПО в большинстве случаев дает только его эксплуатация -- как говорится, "жизнь покажет". Вместе с тем заказчик вправе требовать от разработчика гарантий. Обилие неудачных попыток получить заказное ПО высокого качества вызывает у заказчиков законные вопросы: а возможно ли в принципе создавать качественное ПО? как этого добиться? что должен требовать заказчик от подрядчика, чтобы получить качественное ПО? как должен работать сам заказчик? Для оценки качества ПО всегда применяется целый комплекс мер, среди которых тестирование ПО на предмет обнаружения ошибок - один из важнейших этапов. 1. С чего же начинается тестирование? Для его проведения необходимы объект тестирования - в данном случае ПО - и эталон, с которым этот объект сравнивается. ПО -это сложный объект, который меняется по составу и проверяемым свойствам на разных стадиях разработки. Важно понимать, что если разработчик и заказчик не сформулировали требования к ПО еще до начала его разработки, то, во-первых, заказчик вряд ли получит именно то, что хотел, и, во-вторых, ПО, которое он все-таки получит нельзя будет проверить, поскольку объект есть, а эталона нет. Иначе говоря, тестирование ПО проводится на соответствие заранее определенным требованиям (по функциональности, производительности, безопасности и пр.). Поскольку объект тестирования сложный, необходим системный подход к тестированию, его организации и проведению. Итак, первый вывод: надо четко определять требования к ПО в самом начале разработки, но не "требования вообще" типа "ПО должно работать", а требования, которые можно проверить. При этом требования к ПО подразделяются на функциональные (какие функции и с каким качеством должно реализовывать ПО) и нефункциональные (ограничения на время решения задачи, скорость доступа к данным, требования к занимаемым ресурсам и т. п.). У заказчика и разработчика должна быть возможность сравнить текущее функционирование системы с ее эталонным (ожидаемым) поведением. При этом рекомендуется использовать итеративный подход, так как раннее тестирование критичных областей значительно снижает риск неудачи и стоимость исправлений для всего проекта разработки ПО. 2. Неопытный заказчик всегда настроен на то, чтобы дать задание, а потом посмотреть конечный результат. Это самый верный способ получить некачественное ПО. Но низкое качество невыгодно обеим сторонам. Заказчику потому что заказанное им ПО нельзя использовать к тому моменту, когда оно уже нужно, и он теряет время и деньги, поскольку ПО должно работать на его бизнес, а оно не работает (т. е. не приносит денег), да еще и отбирает дополнительные ресурсы на доработку. ............ |