Часть полного текста документа:Автоматизация сквозных бизнес-процессов предприятий с использованием BPEL С.Битюков, старший консультант Oracle СНГ Как получается, что организация работает? Почему в результате действий большого количества людей, документооборота, накопления и преобразования данных в информационных системах в конечном итоге получается тот самый результат, который ожидается? Как помыслить о том, что происходит в организации, в достаточно абстрактных и простых терминах и не уходя при этом слишком далеко от реальности? Бизнес-процесс - одна из концепций, которая предназначена именно для этого. Кстати, существуют и другие термины, обозначающие то же самое, но в некоторых особых видах человеческой деятельности. Например, в государственном и муниципальном управлении принято говорить о регламентах, в том числе электронных, однако мы будем далее говорить о бизнес-процессах как о понятии, наиболее часто используемом в литературе, в первую очередь англоязычной. Можно по-разному определять, что же это такое (и на таком произволе и образуются различные школы и методики), однако важно то, что бизнес-процесс представляет собой некоторое действие, состоящее из более мелких действий, связанных между собой некоторым образом, и зафиксированное некоторым формальным способом. Формализация очень важна, потому что как только она появляется, то вместе с ней приходит возможность применять весь аппарат работы с формальными системами - то есть средства анализа, моделирования, верификации и много чего ещё. Вокруг этой идей возникла целая индустрия BPM - моделирования бизнес-процессов, Business Process Modeling. Много решений пришло на возникший таким образом рынок, и остались наиболее удачные. И так бы продолжалось и далее, но постепенно стало понятно, что моделирование - это, конечно, тоже важно, но между аналитиком, который рисует диаграммы (так как хорошо известно, что человеку удобнее работать с образами) и программистом, который на основе этих диаграмм осуществляет непосредственное программирование самих процессов, существует некоторая дистанция, преодоление которой неизбежно связано с ошибками - как вследствие простой невнимательности, так и обусловленной различием представлений программиста и аналитика о семантике используемой в диаграммах нотации и, соответственно, придаваемому диаграммам смыслу. Отладка также непроста, но что самое неприятное, происходит постепенное - по мере разработки систем - рассогласование диаграмм и их реализаций. Естественно, сразу же возник вопрос - а можно ли сделать так, чтобы диаграммы бизнес-процессов были сами же их реализациями? До определённой степени поставленную таким образом задачу решили Workflow-системы. Однако только до определённой степени, и вот почему. Особенно на Западе, автоматизация предприятий велась давно. По мере совершенствования технологий оказывалось, что та или иная задача наконец-то может быть автоматизирована. Так автоматизировались всё более и более сложные части - и, наконец, количество начало переходить самым диалектическим образом в качество, и появилась возможность автоматизировать сквозные бизнес-процессы, то есть, фактически, автоматизировать целые функции предприятий. Но тут же выяснилась и главная трудность - системы-то разные, и многие из них весьма древние, унаследованные. ............ |