Часть полного текста документа:Авангард в русской музыке В русском музыкальном авангарде следует различать две его принципиально разные генерации: авангард 1910-1920-х годов и авангард 1960-1980-х годов. Хотя между ними имеется некоторая преемственность (например, лидер "второго авангарда" Э.В.Денисов основал в Москве Ассоциацию современной музыки, взяв название, существовавшее в 1920-е годы, и стремился пропагандировать в России творчество некоторых представителей "первого авангарда", в частности Н.А.Рославца), она не носит существенного характера. Авангард 1910-1920-х годов Первый русский музыкальный авангард не имел столь четкой оформленности, как литературный или живописный авангард того времени, но довольно часто к нему, как и к явлениям в параллельных искусствах, применяют термин "футуризм". В русле этого движения можно назвать таких композиторов, как Н.А.Рославец, И.А.Вышнеградский, Н.Б.Обухов, А.С.Лурье, А.М.Авраамов, И.Шиллингер (а также, возможно, Е.Голышев, А.В.Мосолов и др.); некоторые вышеназванные музыканты после революции покинули Россию и продолжали - как правило, в безвестности - развивать свои новации в других странах (во Франции - Вышнеградский, Обухов, Лурье; в США - Лурье, Шиллингер); остававшиеся в стране (Рославец, Авраамов, а также их младшие коллеги) должны были с начала 1930-х годов сменить ориентацию и заняться иными видами музыкальной деятельности. Исследователи отмечают, что ранний музыкальный авангард - явление "неочевидное", весьма неоднородное и оставившее сравнительно мало оформленных музыкальных опусов. Главным здесь был поиск некоего "нового мирослышания", "звукового миросозерцания", который отражался как в музыкальной ткани, так и в литературных манифестах (например, статья Н.Кульбина Свободная музыка, манифесты М.Матюшина К руководству новых делений тона, Лурье К музыке высшего хроматизма, Авраамова Универсальная система тонов; крупные теоретические трактаты Обухова и Вышнеградского и т.д.) и в "артефактах", каковы, например, первая футуристическая опера Победа над солнцем Крученых - Матюшина - Малевича - Хлебникова (1914) или Симфония гудков Авраамова (1922, "действо" фабричных гудков, проведенное в разных городах для оформления праздничных дат революционного календаря). В русле "нового мирослышания" переосмысливались многие основные музыкальные категории - звук, звуковысотная система, тембр, гармония и т.д. Почти все ранние авангардисты так или иначе занимались обновлением традиционной системы темперирования и изобретали новые системы деления тонов (из них самой реальной была четвертитоновая, но появлялись и разные другие; наиболее углубленно занимался этим до конца своих дней Вышнеградский). В связи с обновлением темперации ("освобождением звука") вставал вопрос о новом отношении к звуку, о "новой сонорности". В идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, соответствующих такому подходу: здесь может быть назван знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л.С.Терменом и допускающий любые микроградации звука), а также электроакустические инструменты Обухова "Эфир" и "Кристалл", предвосхищающие более известные, но построенные позже французские "волны Мартено" или "Croix sonore", смычковый полихорд Авраамова и т.д. ............ |