Аудиторская деятельность в Российской Федерации
Введение
Происходящие в России социально – экономические и политические преобразования не только кардинально изменили роль государства в процессе развития национальной экономики, сформировали на основе качественно новых принципов институт права собственности, но и практически полностью перестроили финансовую систему страны. В этих условиях все большую актуальность приобретает проблема формирования четкой, целостной, взаимосогласованной и действенной системы финансового контроля, все элементы которой подчинены реализации единой цели обеспечения режима законности обоснованности, целесообразности и эффективности действий в области образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Взрастающее значение института частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в РФ потребность в организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых является аудиторский финансовый контроль.[1] Аудит необходим для того, чтобы финансовая отчетность была достоверной, ведь его целью является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемх лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. В достоверности и качестве учета и отчетности хозяйствующих су4бъектов также заинтересовано и государство, поскольку может использовать информацию, полученную путем проведения аудиторами без дополнительных затрат бюджетных ресурсов на контрольную деятельность.[2] Кроме того следует подчеркнуть, что тема является особенно актуальной в условиях передачи Министерству финансов РФ как специально уполномоченному государственному органу прав по регулированию, надзору за всеми видами аудиторской деятельности в РФ, включая банковский аудит , в отношении которого регулятивные функции долгое время осуществлял Центральный банк РФ.[3]
Также, аудит , осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности, становиться все более необходимым механизмом для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики страны.
В то же время потенциал аудиторской деятельности в стране, к сожалению, остается реализованным далеко не полностью, а возможности аудита в достижении целей финансового контроля – не исчерпаны. Одна из причин тому – несовершенство законодательства. Первый нормативно правовой акт на уровне федерального закона, регулирующий аудиторскую деятельность, был принят спустя четырнадцать лет после образования первой аудиторской организации, но он так и не смог оправдать ожидания ни аудиторов, ни пользователей аудиторских услуг, хотя и заложил серьезную основу для дальнейшего регулирования аудиторской деятельности. В этой связи важнейшее значение приобретают общетеоретические и прикладные з0адачи формирования концепции правового регулирования аудита, основное назначение которой – стать базой для последовательного и динамичного развития аудиторского финансового контроля в РФ.[4]
1. ............