Часть полного текста документа:РЯЗАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Кафедра: Социально-культурная деятельность КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: Практикум по социальной психологии студента IV курса группы 1917 КОЗЛОВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА Рязань - 2003 г. ТЕМА: "Аттракция как механизм социальной перцепции" Содержание: Введение. 1.Понятие социальной перцепции. 2.Межличностная аттракция в социальной перцепции. Заключение. Список литературы. Введение. Социальная психология анализирует закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактором включения людей в реальные социальные группы, и первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука - факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, какое место они занимают в сложной системе человеческих отношений? Содержание, уровень отношений человека с миром различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического "климата" группы. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. В социальной психологии обычно характеризуются чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что "набор" этих чувств безграничен. Их можно свести в две большие группы: 1) конъюнктивные - сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д. 2) дизъюнктивные - сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность и того и другого родов чувств может быть различной. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание можно истолковывать по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и приятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто "согласовывать действия", но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследования общения и взаимодействия людей: в первом случае - в плане анализа взаимодействия, во втором - в плане анализа так называемой "аттракции". В нашей работе мы использовали материалы Г.М.Андреевой, Е.В.Андриенко, Ф.Ф.Бодалева. 1. Понятие социальной перцепции. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Часто восприятие человека человеком обозначают как "социальная перцепция". ............ |