Часть полного текста документа:Атом знания, мышление, транс и экстаз Станишевский Олег Борисович Предисловие Почему имеет смысл говорить об этих понятиях - о мышлении, о знании и еще о каких-то предельных состояниях сознания - об экстазе и трансе? На это есть, по крайней мере, две причины. Первая причина заключается в отсутствии онтологических определений этих понятий, или, что то же самое, в отсутствии онтологических оснований у них. Второй причиной является неясность понятий знания, мышления, сознания. С одной стороны, их определяют как формы сугубо человеческой деятельности и человеческого существования, как функции человеческого мозга. С другой стороны, говорят, что компьютер, машина могут мыслить, и больше того - Вселенная может мыслить и иметь сознание. А еще говорят, есть надвселенская Личность-Бог, которая мыслит, все знает и все может. Можно назвать и третью причину, восходящую к Пармениду - это отождествление отношений быть и мыслить, требующее демифологизации и деантропоморфологизации понятия мышления. Следует указать и на то, что современное знание до сих пор затрудняется ответить на вопросы "что такое сознание?", "что такое знание?", "что такое знать?" (см., напр., журн. "Вопросы философии", 2004, №10, с.127: "Практически все современные философы сходятся в выводе, что сознанию невозможно дать логическое определение"; "ВФ", 2001, №1, с.86,102: "Что такое знание?... у нас нет готовой теории знания", "понятие знания не поддается какому-л. краткому определению"; "ВФ", 2005, №9, с.177: "В поисках ответа" "на извечный "фаустовский" вопрос: "что такое знать?" исследователи стремились воспроизвести ("смоделировать") естественный интеллект искусственными устройствами"). В аритмологии [1] все эти вопросы практически разрешены. Ответы на них можно также найти в наших статьях "Бытие и Быть - онтологические основания знания" и "Объекты Бытия, физические вещи и сознание" в библиотеке философии и религии на сайте www.filosofia.ru и в журн. "Искусственный интеллект", 2005, №4. здесь же мы представим в систематизированном виде основные уровни сознания и интеллигенции (Лосев), дадим более полное представление об экстазе, а также дополним эти уровни еще одним уровнем интеллигенции - трансом. Главной темой, конечно, будут онтологические определения и основания таких уровней интеллигенции, как раздражение, ощущение, восприятие, представление, мышление, транс и экстаз. Во вводной части мы дадим краткое обоснование необходимости онтологической интерпретации знания и сознания, а также приведем соответствующие исходные аритмологические положения. Затем приведем известные определения перечисленных выше уровней интеллигенции. В основной части представим их онтологические определения и интерпретации. Закончим рассмотрение некоторыми важными и интересными выводами. Вводная часть Знания, которыми обладал человек на заре своей истории, сейчас называют мифом. Миф - это знания в антропоморфном и антропологизированном виде. Древнему человеку было ясно и понятно - как создали окружающий его мир Уран-небо и Гея-земля: через совокупление и рождение. Демифологизация вела знание сначала к стихиям (огонь, вода, воздух и т.д.), затем к субстанциям типа Апейрон, гомеомерии, атомы и др. Миф вечен, он и сейчас живет то ли в виде творения всего из проточастицы, то ли в виде Бога - творца окружающего мира, то ли в виде сознания, творящего из ничего все. ............ |