Часть полного текста документа:А.С. Пушкин и естественно-научная картина его времени Н.Н.БАРАБАНОВ, методист ОНМЦ, учитель физики школы № 175, г. Москва О многом из перечисленного будет сказано подробно, однако подчеркнем: Пушкин не только изучал те проблемы и тех авторов, которых называет В.Брюсов, но и принимал активное участие в популяризации естественнонаучных знаний. Именно в пушкинском "Современнике" были опубликованы три статьи русского дипломата, князя П.Б.Козловского, названия и тематика которых говорят о многом. "Разбор парижского ежегодника" - статья, где автор не только отдал дань уважения "Письмам к немецкой принцессе" Леонардо Эйлера, первой научно-популярной книге по физике, изданной в России, но и подробно проанализировал статью Ф.Араго о комете Галлея, прошедшей перигелий в середине ноября 1835 г. "О надежде" - первое в России научно-популярное изложение основ математической теории вероятностей, основанное на работах в этой области Лапласа и д'Аламбера. "Краткое начертание теории паровых машин", опубликованное уже после гибели поэта. Заказал статью Пушкин Козловскому за несколько дней до дуэли, и оснований для этого было достаточно. В январе 1837 г. начались технические испытания первой в России железной дороги, соединявшей Петербург с Царским Селом (официальное открытие состоялось 30 октября 1837 г.); об этих испытаниях сообщала в те дни петербургская газета "Северная пчела". Более того, уже в конце 20-х гг. прошлого века для жителей Петербурга повседневностью стали пароходы, на одном из них в мае 1828 г. Пушкин в обществе П.А.Вяземского и знаменитого изобретателя П.Л.Шиллинга ездил из столицы в Кронштадт. Правда, названия паровых средств передвижения отличались от нынешних: пароходами назывались паровозы, а то, что мы сейчас называем пароходом, имело два наименования: стимбоут (лодка на паровой тяге) либо пироскаф (именно такое название мы встречаем в прозаическом отрывке Пушкина "Участь моя решена" 1830 г.). Об отношениях Пушкина и Шиллинга будет не раз упомянуто, а пока отметим: именно тогда, в 1828 г., писалась оконченная в ноябре седьмая глава "Евгения Онегина", строфа XXXIII которой читается как прославление отечественного научно-технического прогресса, даже несмотря на ироничность концовки: Когда благому просвещенью Отдвинем более границ, (Со временем по расчисленью философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут, Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведет крещеный мир На каждой станции трактир. Об интересе Пушкина к естественнонаучной тематике говорит и подбор книг в его личной библиотеке, хотя некоторые так и остались неразрезанными. В их числе (на русском и иностранных языках) есть работы Лапласа по теории вероятностей, "Разговоры о множественности миров" Фонтенеля, изданные в Петербурге в 1740 г., и даже научные труды современника Пушкина, академика В.В.Петрова - крупнейшего русского физика-экспериментатора в области исследования электрических явлений. ............ |