Сергей Муратов
Введение
В наступившем 21 веке скрипачи, альтисты и виолончелисты, все те, кто играет на смычковых инструментах, стоят перед неразберихой различных исполнительских стилей и преподавательских методов. Передо мной не стоит задача разоблачать или восхвалять существующие направления как в первом, так и во втором случаях. Я так же не претендую на последнее слово в этих вопросах. Каждый скрипач волен выбирать и стиль исполнения и методы совершенствования скрипичной техники. Тем более, что недостатка в рекомендациях нет. Я только хочу предложить вниманию читателя свой взгляд на проблему штриховой техники скрипача, который основывается не только на исполнительском и педагогическом опыте автора, но и на тех научных знаниях, которые способны объединить эмпирический опыт в некую систему. Эта система, как обстрактное осмысление ресурсов штриховой техники скрипача, поможет всем исполнителям и педагогам по новому взглянуть на свой опыт и определиться в выборе как стиля исполнения, так и методов преподавания.
Универсальность этой системы заключается в том, что она не декларирует какой-то определенный стиль исполнения или метод обучения, а объясняет почему происходят те или иные эффекты и помогает выбирать путь в этом нелегком процессе познания тайн исполнительства на скрипке. Универсальность предлагаемой системы я вижу и в том, что она помогает равно как начинающему скрипачу, так и исполнителю.
Всю работу я разделил на четыре главы. В Первой Главе разбираются вопросы артикуляции на смычковом инструменте и классифицируются исполнительские штрихи. Во Второй главе решается вопрос о соотношении между содержанием музыки и артикуляционными средствами ее выражения. В Третьей Главе я объясняю роль смычка в процессе звукообразования и артикуляции. И в Четвертой Главе - предлагаю свою методику совершенствования штриховой техники скрипача, основанную на осознании артикуляционных особенностей смычкового инструмента, детерминированных спецификой механической работы смычка.
Глава I. Артикуляция при игре на смычковых инструментах
Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей). В скрипичном исполнительстве артикуляция связанна с функционированием главных артикуляционных органов инструмента - смычка и струны. В нотной записи артикуляция обозначается (кроме указанных выше) tenuto, portato, marcato, spiccato, ricochet и др. Или графическими знаками - лигами, точками, черточками, клинышками и различными комбинациями этих знаков. Способ исполнения, характер звукоподачи, связанный с типом движения смычка, называется штрих и, следовательно, должен рассматриваться как явление артикуляции.
Выбор штриха определяется характером и стилистическими особенностями исполняемой музыки, а также интерпретацией. ............