Часть полного текста документа:Архитектурная среда планеты Харбин Архитектурная среда жизнедеятельности российской диаспоры в дальневосточном зарубежье являлась одним из важнейших факторов сохранения ее русских культурных традиций на чужбине. Иллюзия родного края, как пишет живой свидетель событий Харбина Елена Таскина, создавалась из многих реалий быта и граней духовной жизни россиян, оказавшихся в Китае (Неизвестный Харбин,1994). И, несомненно, сама материально-пространственная среда играла в этом созидательном процессе исключительную роль. То значение, которое придавалось архитектурному облику зоны обустройства КВЖД, а также чрезвычайно краткие сроки, в течение которых проектировались и осуществлялись города, станции и их застройка, свидетельствуют об архитектурно-строительной деятельности российских специалистов как одном из активнейших и важнейших направлений в структуре занятости эмиграции в целом. Всю духовную и материальную среду обитания россиян в Маньчжурии один из бывших харбинцев сопоставил с образом Планеты, имя которой - Харбин. Планета Харбинъ как средоточие всего, что объединяло и способствовало сохранению национального облика, а не отдельный конкретный город. Географическое положение неважно: сам ли Харбин, трехреченская глубинка, Хакэ, Дальний или даже Шанхай (Л.Чугуевский. Мы с одной планеты. Харбин.1993.4). В этой формулировке важна фиксация некой отдельной субстанции Планеты, родившейся в особых условиях и развивающейся по своим законам. Все, без исключения, очевидцы отмечали в свое время чрезвычайно богатое стилистическое разнообразие Харбина. Оно являлось производной редкого многонационального конгломерата города, с явным преобладанием российско-китайских поданных ( Н.А. Василенко. Русское население в Маньчжурии( конец ХIХ- начало ХХ вв.).Во всей Восточной Азии в начале ХХ в. Харбин занимал 2-е место после Шанхая по количеству проживающих в нем представителей различных народов по некоторым данным до 35. Неизвестный нам автор в статье Город архитектурных стилей в газете Время за 1943 год характеризует Харбин с точки зрения архитектурного многообразия как самый интересный город во всем Китае. Поделив все время существования Харбина на три стилистических периода, автор характеризует первый этап период официального строительства Харбина,1898-1916гг. - как эпоху модерна, причем в его европейской интерпретации, т.н. венского модерна. Второй этап, продолжившийся по предложенной хронологии до 1930-ых гг., являл собой возрождение классицизма и ренессанса. В эти годы в Харбин приехало много архитекторов-беженцев из России, которые, не будучи ограничены в своей творческой работе, украсили Харбин его теперешним разнообразием стилей, включая и магометанский, мавританский, ближневосточный, китайский и т.д., - пишет автор. Третий этап после 1932 г. - был отмечен появлением многочисленных построек в конструктивистском стиле, который, по свидетельству журналиста, в1940-е годы был наиболее популярным. Автор статьи, в унисон многочисленным мемуарным высказываниям его современников, выделял православные культовые сооружения в общем типологическом ряду застройки: многочисленные русские церкви в Харбине являются ярким примером русской церковной архитектуры, особо придававшие городам русский облик. ............ |