Часть полного текста документа:Археологический источник и база данных. Выбор модели. Ю.А. Лихтер По замечанию И.М. Гарсковой, историки, специалисты по письменным источникам, знакомство с компьютером начинают, как правило, с создания персональных архивов машиночитаемых данных[1]. Может быть, поэтому немалое внимание исследователи уделяют теоретическому осмыслению возникающих при этом проблем. Выделены основные типы источников - свободные и жестко структурированные (формулярные)[2] и основные типы подходов - методо-ориентированный и источнико- ориентированный[3]. Проанализирована совместимость источников различных типов со стандартными СУБД, создано специальное программное обеспечение - например, KLEIO и SOCRATES. Несколько по-иному обстоит дело в археологии. В первую очередь в компьютер вводится полевая документация - отчеты и чертежи. Базы данных используются в качестве вспомогательного средства, преимущественно для ввода полевых описей. Практикуется также составление списков вещей, используемых при решении какой либо проблемы - так называемые проблемно-ориентированные базы. При этом специфика археологических источников не учитывается, виды СУБД подбираются случайно. Однако проектирование баз данных предполагает знание специфики материала и осознание поставленных задач[4]. Учитывая уже сделанное в исторической информатике для письменных источников, при работе с археологическими источниками, в первую очередь, необходимо ответить на следующие вопросы: Что собой представляет археологический источник? Какова степень его структурированности? Какой тип СУБД предпочтительнее? Какой подход выбрать - источнико- или методо-ориентированный? Начнем с определения объекта исследования и характера источника. Объектом исследования археологии являются древние вещественные источники[5]. Основными среди них являются культурный слой, сооружения, находки [6]. Также как и письменные источники, вещественные источники сами по себе не дают полной и адекватной картины прошлой действительности; они тоже отражают жизнь односторонне, избирательно, зачастую неупорядоченно; и они нуждаются в осмыслении... [7]. Однако возможности осмысления ограничиваются тем, что, как следует из самого названия, в источниках этого рода информация дана в вещественном виде. Чтобы можно было ею пользоваться, информацию необходимо преобразовать [8]. Первой формой преобразования является рисунок, который принято считать наиболее информативным [9]. Тем не менее, информация, содержащаяся в рисунке, всегда ограничена - можно показать форму и, иногда, конструкцию; такие важные параметры, как техника изготовления и химический состав материала отразить на них очень сложно. Оперирование рисунками удобно при подборе сходных вещей, но при этом нет возможности установить критерии сравнения, а следовательно нельзя перейти к их изучению. Информацию, содержащуюся в вещи, необходимо перевести из вещественной в словесную форму [10]. Единственной формой такого преобразования является словесное описание вещи. Правильно составленное описание дает исследователям возможность получать сведения о находках из описания, не обращаясь каждый раз к вещи [11]. В результате описания как бы создается новый источник, являющийся основой для решения конкретных научных задач. Описание может быть образным и аналитическим. ............ |