Часть полного текста документа:Арабский язык Н. Юшманов Арабский язык принадлежит к южной ветви семитских яз. Строй Звуковой состав богат согласными и беден гласными. Из согласных замечательны гортанные (взрыв "'", придыхание "h", резкий шопот "h2", сдавленный голос "'") и эмфатические (язычковые "k2, kh, gh" и зубные с заднеязычным сближением "t2, d2, s2, z2"). Гласных три - "a, i, u"; под влиянием количества или соседних согласных возникают оттенки "е, э, о", но без смысловых различий. Формальный состав богат внутренним образованием (флексивным) и беден внешним (приставочным). Из словообразований замечательны и имеют свыше 40 типов каждое: имя действия, прилагательное и собирательное (оно же "множественное ломаное", напр. She ykh: shuyukn 'emiv: 'umava, sult2an: selat2in). Глагол образует до 15 "пород": основная, усилительная, направительная, принудительная, "себя" ("себе" - возвратные и ряд редких описательных для состояний). Связь речи богата сочинением и бедна подчинением; именные и глагольные предложения, обычно сжатые, связываются союзами wa и fa в громадный пучок, напр. в целую сказку. Речь обычно уснащается обилием восклицательных оборотов - хвалы и хулы, божбы и проклятий, удивления и уверения. Лексика А. яз. очень своеобразна. Будучи преимущественно кочевниками и имея дело с весьма немногими предметами и явлениями Аравийской пустыни, древние арабы изощрялись в изумительно точном, подробностном описании того немногого, что знали и видели. Напр. строение и поведение верблюда, льва и человека изучены до микроскопических деталей, а каждая деталь получила свое особое название. Отсюда богатство словаря, но богатство своеобразное: интенсивное, а не экстенсивное. В наиболее благоприятных для того условиях кочевники переходили к оседлой жизни и основывали культурные государства. Так, на юге Аравии еще за несколько веков до христ. эры возникло сабейское государство, пользовавшееся плодородностью тамошней почвы и благами транзитной торговли с Индией и развившее довольно высокую культуру, но столь обособившееся от остального арабского мира, что влияния на него почти не оказало. В эпохи же персидской, а затем и римской политической экспансии возникали на севере арабские государства с арамейской культурой и с арамейским же литературным языком. В силу этого почти все культурные понятия выражаются в А. яз. арамейскими словами, напр. taba - "раскаиваться" (|| араб. thaba - "возвращаться"), kataba - "писать" (|| араб. kataba - "шить"). Развитие Южно-семитское единство в Аравии распалось на две группы говоров: южную и северную. Главные отличия в ударении (тяжелое словесное в Ю., легкое фразовое в С.), в члене определенном (в Ю. нет, в С. -al-) и неопределенном (в Ю. "мимация" - m, в С. "нунация" - n, например "сын": Ю. - benu-m, С. - ibnu-n), в лично-глагольной характеристике (Ю. - k, С. - t, напр. "я убил": Ю. - k2 atal-ku, С. - k2 atal-tu). В наше время разница между Ю. и С. уже громадна. Под названием А. яз. понимают обычно С. Разности говоров, имеющих лишь узкоместное значение, противополагается еще с доисламских времен единство яз. поэзии, к-рая в древней Аравии пользовалась особенной любовью. На этом же яз., хотя и с чертами мекканского говора, сложен Коран (см.), к-рый служит образцом лит-ой речи вплоть до нашего времени. Вместе с исламом А. яз. распространился во многих частях Азии и Африки, вытесняя одни языки (арамейский, коптский и т. ............ |