Часть полного текста документа: Арабская интеграция. (Абдулсамад Абдулла и Мирошниченко Наталья - соискатели ученой степени кандидата исторических наук кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета; по поручению посольства Йеменской Республики в Москве) В настоящее время в мире интенсивно развивается процесс формирования единого мирового геополитического пространства, процесс глобализации. В нем участвуют не только промышленно развитые страны Запада, но, в той или иной степени, большинство арабских стран. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Во многих арабских странах работают фондовые биржи, экономические реформы проводятся в соответствии с рекомендациями МВФ и ВБ, вводятся новые стандарты образования,... Однако глобализационные изменения вызывают недоверие значительной части населения арабских стран. Как правило, глобализация воспринимается здесь, как попытка навязывания западных ценностей, отхода от собственной культуры. Нужно не бояться глобализации, а хорошо подготовиться к ней, разработав собственные проекты, способные оказать серьезное влияние на данный процесс. Арабский мир способен стать реальной силой только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные предпосылки. Арабский мир един территориально, он мононационален (90 процентов жителей арабских стран составляют арабы), объединен общим языком, историей и культурой, общими задачами в поддержании оборонного потенциала. К активизации интеграционных процессов арабские страны подталкивает специализация международной торговли и продолжающаяся зависимость от западных стран. Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских государствах на протяжении XX в. существенно отразились на различных сферах жизни арабов, включая идейно-политическую. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин светского типа, из которых наиболее влиятельной и распространенной стал арабский национализм (панарабизм), основанный на представлении об арабах как о единой нации. В проанглийском окружении короля Фейсала I в Ираке, а также в дворцовых элитах Египта и Иордании (в период 1920-1940-х гг., о котором идет речь, - Трансиордании) выдвигались планы объединения арабов "сверху" в рамках так называемого "Благодатного полумесяца" и "Великой Сирии", тогда как в "низах" происходил процесс создания партий националистического типа, как например, партии арабского социалистического возрождения БААС, ставившей конечной целью своей деятельности полное освобождение арабов и объединение разрозненных частей арабской родины в едином государстве. Ни один из планов объединения "сверху" из-за целого ряда факторов как субъективного, так и объективного характера не был реализован. Определенным исключением явилась лишь Арабская лига (современное название - ЛАГ), которая стала лишь координационным органом, а не инструментом интеграции, как это планировалось при ее создании. ЛАГ не смогла выполнять миссию по консолидации рядов арабов, что объясняется такими факторами, как отсутствие эффективного механизма воздействия на страны-участницы, отсутствие единого политического курса Лиги, зависимость организации от привлечения капиталов отдельных стран. ............ |