Часть полного текста документа:Апология диалектики в философии Джорджа Сороса Яцкевич В. В. Философы - что это за люди? Кто это такие? Есть люди, которые закончили философские факультеты, и на этом основании считают себя философами. А есть люди, которые считают себя таковыми только потому, что им так кажется. Но как и в каждом деле есть философы по призванию, по рождению. Такие люди - большая редкость. К их числу относится известный финансист и филантроп Джордж Сорос. Его небольшая книга "Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности" являет собой редчайший случай подлинно философского и глубоко научного мышления. Что главное в философии? Главное - в осознании (или в ощущении) противоречивости бытия. Если в философии нет диалектики, то это не философия. Для философа должно быть очевидно, что для всякого "нечто" есть "свое другое", есть другая сторона. Размышляя о явлениях, следует заранее (если угодно, предвзято) представлять себе мир двуединым. Именно в этом состоит диалектический метод Гегеля. Сложность всякой проблемы определяется наличием противоречия. А поскольку мерой разума является сложность тех проблем, которые он в состоянии разрешить, то подлинный разум должен быть в состоянии обнаружить противоречие и, опосредовав его как целое, возвыситься над ним. Весьма часто это требует колоссального напряжения и продолжительных душевных мук. Сорос именно тот человек, который осознал и пережил все эти обстоятельства. Он пишет о рефлексии финансовых процессов. Т. е. он представляет их себе диалектическими, хотя и избегает применять слово "диалектика". Он применяет метод Гегеля в своих исследованиях в полной мере. Трудно осознать то, что во все времена к диалектике относились без должного уважения. Основоположники этой науки (и особенно Гегель) никогда не были в почете. Однако Маркс блестяще применил идеи диалектики для анализа многих социальных явлений. Но его порицали за то, что он применял "мало понятный" язык Гегеля. В начале ХХ столетия сущностью диалектики владел один только Ленин. Свое глубокое понимание этой науки он выразил в замечательной книге "Философские тетради". В статье "О значении воинствующего материализма", которая считается его философским завещанием, он настоятельно рекомендует изучать творческое наследие Гегеля и широко применять его метод во всех науках. В СССР была создана школа диалектиков, руководимая профессором Дебориным, которую в 30-е годы Сталин уничтожил физически. Марксисты-ленинцы клялись в своей приверженности диалектическому материализму. Однако на деле в условиях тоталитарного режима они были лишены возможности глубоко и свободно изучать диалектическую логику и применять ее в других науках. В связи с этим понятия "свобода", "социальный прогресс", "общественный трут" и др. остались нераскрытыми и непонятыми. Как ни странно, но на Западе к диалектике и к философии Гегеля относились (и относятся) без должного понимания. Например, вот что пишут о нем авторитетнейшие философы Запада. Карл Поппер: "... я даже не думаю, что он - талантливый философ. Но несомненно, что он совершенно неудобоваримый писатель. ... стиль его работ безусловно скандален". Шопенгауэр, лично знавший Гегеля,: "Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, безграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи. ............ |