Оценка эффективности антикризисных мер государства РФ по оценкам различных авторов
Для анализа эффективности антикризисных мер правительства РФ в период кризиса 2008 -2009 годов я взяла для анализа 3 статьи периодических изданий «Вопросы экономики» и «Экономист» различных периодов:
1. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики. (государственный университет- Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), межведомственный аналитический центр (МАЦ) Вопросы экономики №5
2. Особенности антикризисной политики в России (В. Смирнов, Д. Комаров) Экономист:№7
3. В дополнение к антикризисной программе (В. Архангельский) Экономист №5
Первой вышла статья «Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики»,в которой группа ученых представляет комплексный анализ антикризисных мер правительства РФ с точки зрения применимости, используемых инструментов, возможного эффекта и последствий как позитивных, так и негативных.
Остановимся подробнее на анализе, приведенном в данной статье.
К настоящему времени правительство РФ сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов.
В качестве приоритетов изначально были заявлены:
- поддержка (обеспечение стабильности) финансового вектора;
- социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
Поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;
- поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.
При проведении анализа антикризисных мер ГУ-ВШЭ и МАЦ основное внимание уделялось оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.
Принципы оценки антикризисных мер
Суть подхода, используемого при анализе в статье – проведение «сквозной» экспертной оценки всех рассматриваемых мер в едином «формате» по следующим направлениям:
· Инструменты, задействованные для реализации меры, их функциональная направленность, сроки действия, ориентировочные объемы бюджетных затрат («выпадающих» доходов);
· Оценка с позиции соответствия или отхода от ранее установленных долгосрочных направлений (принципов)государственной политики;
· Идентификация основных групп бенефициаров и проигравших от реализации меры;
· Оценка мотивационного потенциала меры, наличие поведенческих требований;
· Оценка основных рисков;
· Сопоставление особенности действия меры в фазе кризиса и в фазе перехода экономики к росту, выявление возможных «ловушек» и «развилок».
Информационной основой для оценки антикризисных мер служили соответствующие нормативные акты, при этом выдерживался принцип использования только публично доступных документов.
Основные задачи антикризисных мер Многие антикризисные меры реализовывались в условиях жестких ременных ограничений, сильнейшего давления различных групп интересов. ............