Теоретический материал по курсу
Антикризисное управление
1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии общества
1.1 Причины возникновения и типология кризисов
Кризис – период острого затруднения, обострения противоречий в процессе социально-экономического развития общества.
Причины кризиса могут быть: 1) объективными, связанными с устаревшей материально-технической базой и необходимостью реструктуризации экономики; 2)субъективными, вызванными ошибками в управлении; 3) природными, проявляющимися вследствие наводнений, землетрясений, климатических аномалий.
Причины кризиса можно также разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны с тенденциями развития мировой экономики, политической ситуацией в стране, наличием конкурентной борьбы, а внутренние причины – с рискованной экономической стратегией фирмы, недостатками в организации производства, ошибками в управлении, внутренними конфликтами, неграмотной инвестиционной политикой.
В качестве последствий кризиса можно представить оздоровление ситуации, разрушение конфликтного процесса или фирмы, а также возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии фирмы могут быть долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
Поскольку кризисы различаются по причинам, последствиям и своей сути, необходимо их классифицировать, что позволит выработать механизм управления ими. По масштабам проявления можно выделить общие кризисы, охватывающие всю социально-экономическую систему, а также локальные, влияющие только на ее часть. По проблематике они подразделяются на макрокризисы, имеющие большие масштабы и объемы проблематики, и микрокризисы, охватывающие только отдельную проблему.
По специфике проявления выделяют следующие кризисы.
1. Экономический, характеризующий острое обострение финансового состояния фирмы или в целом общества.
2. Социальный, обостряющий противоречия различных социальных групп: работников и работодателей, персонала и менеджеров, специалистов различных профессий. В рамках социального кризиса выделяют политический, характеризующий кризис власти, политического устройства общества.
3. Организационный, проявляющийся как кризис разделения и интеграции деятельности, распределения функций, отделение филиалов или дочерних предприятий.
4. Психологический, характеризующийся неустойчивостью социально-психологического климата общества или отдельного коллектива. Он проявляется в виде неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением, чувства неудовлетворенности в будущем.
5. Технологический, обостряющий противоречия между тенденциями, возможностями и последствиями научно-технического прогресса (например, использование атомной энергии). Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризиса отторжения новых технологических решений в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.
6. Природный, вызванный нарушениями естественных условий жизнедеятельности человека (наводнения, землетрясения). ............