Часть полного текста документа:Античная (древняя) западная философия А.Н. Чанышев Средиземноморская проевропейская греко-латиноязычная философия рабовладельческих обществ Др. Греции, Египта македонской династии Птолемеев, Римской республики и поглотившей вышеназванные регионы Римской империи. А.з.ф. творилась на протяжении двенадцати веков - с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. Ей предшествовала двуликая про/пред/философия, чье начало уходит в глубину веков с ее двумя противоречивыми сторонами. Это 1) художественно-мифико-религиозный мировоззренческий комплекс (ХМРМК) - плод в основном мировоззренческого воображения, результат "великой метафоры" - переноса на природу внешних свойств человека и родового общества (антропосоциоморфизм), благодаря чему образуется сверхприродный мир мифов, и 2) реальное жизнеобеспечивающее знание - плод практического рассудка, интеллекта, логоса как "разумного слова" в отличие от мифообразующего "мифоса". Органически же А.з.ф. непосредственно предшествовала "профилософия". Профилософия - результат возрастающего воздействия на ХМРМК второй части профилософии, выразившейся у Гомера в реалистическом описании антропосных (люди - люди), мифико-антропосных (боги - люди) и даже мифических (боги - боги) ситуаций, в "земных" реальных знаниях, в описании производственного процесса, в культе разумности; у Гесиода - в описании годичного цикла земледельческих работ ("Труды и дни"), в практической мудрости ("меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай!"), получившей развитие у "семи мудрецов". В результате этого воздействия в ХМРМК зарождаются такие элементы философии, как: в гомеровском э посе -демифизация генетического первоначала: Океан - не только в паре с Тефидой "предок богов", но и пресноводная река, от которой "все происходит"; идея абстрактной судьбы-мойры, подчиняющей себе самих богов, богоборчество; у Гесиода - педантичная, хотя все еще генеалогическая систематизация богов и как следствие - увядание мифического образа, демифизация первоначала (Хаос как космическое зияние) и второй ступени теогонии ("широкогрудая Гея" - земля, "сумрачный Тартар" - подземелье, "прекраснейший Эрос" - вселенская любовь, "черная Нюкта" - ночь, "угрюмый Эреб" - мрак - все они на этой ступени - почти уже абстрактные стихии), подход к идее субстанции (хаcма - "великая бездна", где "залегают один за другим концы и начала страшные, мрачные. Даже и боги перед ними трепещут"); в орфизме - демифологизация первоначала (Ночь, Вода, Время и др.) и некоторых ступеней теогонии; у Ферекида - вечность первоначал: "Зас (Зевс) и Хронос (время) были всегда, а вместе с ними Хто-ния" (земля). Генезис А.з.ф. следует понимать не как ошибочное "от мифа к логосу", а как истинное "от мифа к философеме благодаря логосу". Для А.з.ф. характерны: антимифическая направленность, достигающая уровня мифологии как разумного слова о мифике; рационализм, опирающийся на не имеющую себе равных в Др. мире логику Аристотеля; связь с науками; распадение этой философии в ее, правда, развитых формах на филос. материализм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций, перипатетик Страбон и др.) и филос. идеализм (Платон, Аристотель, неоплатоники Плотин, Ямвлих, Прокл и др.). Однако антимифическая направленность этой философии ослаблена ее собственной мирской теологией даже у материалистов (Эпикур и Лукреций допускали существование богов); ее рационализм страдает умозрительностью при недоразвитости эмпиризма при отсутствии эмпирического эксперимента; связь с науками со временем ослабевает, отчего и происходит угасание философии, что приводит философию в состояние демифизации; материализм ограничивается кругом природных явлений. За немногими исключениями (софист Антифонт: "По природе мы во всех отношениях равны, притом [одинаково] и варвары, и эллины", софист Алкидам: "Бог создал всех свободными, природа никого не сделала рабом") греко-римские философы принимают рабство и рабовладение как естественное явление (Демокрит: "Рабами пользуйся как частями тела: каждым по своему назначению"). А.з.ф., как и все древнезападное рабовладельческое общество, отличается такой замечательной чертой, как завершенность. ............ |