Часть полного текста документа:Анри Ренье А. Смирнов Ренье Анри, де (Henri de Regnier, 1864-) - французский поэт и романист. Р. в семье мелкого чиновника. Окончив юридический факультет, собирался стать дипломатом, но, увлекшись поэзией, целиком посвятил себя литературной деятельности. С 1911 - член Французской академии. Р. дебютировал как поэт, примкнув к группе символистов. Особенно сильное влияние испытал он вначале со стороны Малларме . Однако вскоре он занял в этой группировке довольно умеренную позицию, чуждаясь туманной вычурности, "магических формул" и других крайностей символизма. Почти с самого начала стихи Р. обнаружили его стремление к ясности и естественной пластичности образов. В предисловии к первому сборнику своих стихов "Les lendemains" (На завтра, 1885) Р. определяет свою задачу как "воскрешение прошлого, увековечение его мимолетных минут". Р. широко усвоил восходящую к Бодлеру идею "соответствий", существующих между вещами или рядами явлений жизни и природы. Но соответствия эти не имеют для него "таинственного" смысла и не уводят в какой-то "запредельный" мир, а имеют чувственно-материальный характер. С 1900 Р. все более переходит к прозе. За самыми ранними рассказами его, выдержанными еще в символической манере и вошедшими в сборник "La canne de jaspe" (Яшмовая трость, 1897), последовал ряд романов. Вся поэзия Ренье, как и позднейшая его проза, проникнута ретроспективным эстетизмом и гедонизмом, окрашенным "сладкой меланхолией". В своих произведениях Р. выступает как импрессионист с крайне незначительными элементами реализма. Основная тема его - любовь, для которой окружающая обстановка служит лишь декоративным и создающим настроение фоном. Герои Р. - обычно весьма состоятельные, праздные люди, часто без всякой профессии, все заботы и стремления которых относятся к области сердечных переживаний, подробнейшим образом анализируемых Ренье при полном отрыве их от окружающей жизненной обстановки. Холодный наблюдатель игры страстей в человеческом сердце, он считает, что назначение человека в том, чтобы наслаждаться мимолетными чувственными радостями жизни - грезить, любить, страдать и гибнуть, не задаваясь вопросом о причинах и смысле происходящего с ним. Его герои целиком отдаются пассивному созерцанию и самоанализу. Этот последовательный аморализм (связанный с эпикурейской безрелигиозностью) и фатализм выражаются в полном обходе Ренье всяких социальных и нравственных проблем. Цель искусства для Р. - занимательность и развлечение. Он достигает этого не сложной фабулой или живым действием, а психологическими тонкостями, "причудливым" и "своеобразным". Поэтому он чрезвычайно любит изображать всякого рода чудаков и маниаков. Все изображаемое им крайне опоэтизировано: бытовые подробности обходятся, уродливое подается в плане пикантного гротеска, эротика (иногда очень острая) "изящно завуалирована". Ренье - выдающийся стилист, мастер характеристик и описаний. Но это искусство его, по указанным причинам, необыкновенно ограничено. Несмотря на показную аполитичность Р. и его равнодушие к общественным вопросам, классовые позиции его очевидны. Низшие классы общества у него совершенно не фигурируют. Он исполнен также "великолепного" презрения к буржуазному строю жизни и к "мещанской" психологии. ............ |