Часть полного текста документа:Аннунцио Габриэле д' В. Фриче Аннунцио Габриэле д' [Gabriele d'Annunzio, 1863-], настоящее имя - Рапаньетта (Rapagnetta) - крупнейший итальянский поэт эпохи, последовавшей за объединением Италии (так наз. "Третьей Италии"), яркий выразитель расцвета и упадка буржуазии. Уже в лицее А. обнаружил поэтические способности, воспевал величие Италии и мощь итальянских королей (дебютир. в печ. в 1879), чтобы вскоре занять место наиболее популярного и модного писателя. Он отражал в своих произведениях (лирике, драмах, романах) эволюцию буржуазии от аморального, индивидуалистического эстетизма (последние десятилетия XIX в.) к империализму [XX в.]. В произведениях А. первого периода центральным образом является эстет, аморалист, индивидуалист, "сверхчеловек", живущий для красоты, любви, наслаждения, относящийся даже к самым близким людям лишь как к "средству" к указанной "цели". Таковы поэт Алессандро в драме "Мертвый город", ваятель Лючио в драме "Джоконда", Сперелли в романе "Наслаждение" и др. Любовь в смысле страсти - лейтмотив в его лирике ("Изоттео" и др.), драмах ("Сон в осенние сумерки"), романах ("Триумф смерти"). Этот аморальный индивидуалистический эстетизм облекается у А. в нарочито "аристократическую" форму, с выпадами по адресу выскочек-буржуа, этих "нахальных господ, разъезжающих по княжеским улицам Рима", чьи "надменные позы и хищнические руки в неуклюжих перчатках словно говорят: преклоняйтесь, мы новые владыки мира", равно как и по адресу социалистов, якобы только и мечтающих о том, чтобы "уничтожить цивилизацию" и все "головы сделать равными" (роман "Девы скал"). Пристрастие А. к старому барскому миру выступает вообще довольно отчетливо в некоторых из ранних его произведений, напр. в романе "Невинная жертва", где для героя-помещика категорическим императивом является принцип "чистоты крови", однако при явном сознании обреченности этого барского мира, особенно ярко сказавшемся в драме "Факел под мерой", где изображается гибель старой усадьбы и древнего аристократического рода под пятой "рожденной из гнили" плебейки, ставшей хозяйкой в дворянском гнезде. Выражая, несмотря на пристрастие к аристократическому миру и на внешнее отвращение к буржуазной действительности, гедонистическую и эстетическую резко индивидуалистическую установку на жизнь, характерную для эпохи господства буржуазии, А. в своей художественной форме отражает, с одной стороны, отсутствие у этого класса, только что пробившегося к власти, определенного стиля, бросаясь от одной моды к другой, от идеализма и морализма русских писателей - Толстого и Достоевского ("Невинная жертва", "Дж. Эпископо") к натурализму Золя ("Пескарские рассказы"), от "ницшеанства" (большинство из вышеуказанных произведений) к символизму (драма "Слава"), а с другой стороны, - необходимость заменить строгую стильность роскошью и декоративностью перегруженного до крайних пределов, совершенно барочного (см. "Барокко") стилистического оформления своей тематики. Сквозь эстетический и гедонистический индивидуализм А. на рубеже XX в. все более пробивается - по мере роста в итальянской буржуазии национального самосознания и национальной экспансии - национальная идея, преодолевая прежний крайний индивидуализм. А. задумывает написать большую поэму о Гарибальди, не о Гарибальди-республиканце и демократе, а о Гарибальди - герое национального объединения и раскрепощения (написана лишь часть - "Ночь на Капрере"). ............ |