Часть полного текста документа:Аксаков Константин Сергеевич (1817 - 1860) Аксаков Константин Сергеевич- философ-славянофил, историк, литератор, поэт. С 1832 по 1835 учился на филологическом факультете Московского университета. Входил в кружок Н.В. Станкевича. В 1847 защитил магистерскую диссертацию "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка". Полагал, что западное христианство утратило "внутреннюю правду", ибо подчинило жизнь принуждению и юридическим нормам. Только славяне сохранили "истинное христианство" и общинный быт, но равновесие русского общества было нарушено Петром I. Православие и общинный строй приведут к устранению классовых и национальных противоречий. Использовал диалектику Гегеля для обоснования основных положений славянофильства, подвергал критике материализм за атеистические выводы. Обратился к Александру II с "Запиской о внутреннем состоянии России", в которой обвинял правительство в деспотизме и подавлении свободы. Аксаков считал, что русский народ выше всех других народов именно потому, что в нем больше всего развиты общечеловеческие принципы и "дух христианской гуманности". Западные народы страдают национальной исключительностью или ее противоположностью - космополитизмом, т.е. отрицанием национального принципа; и то и другое ошибочно. О государстве он говорил следующее:" Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианствАксаков Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнию. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободу нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя". " Вне народа, вне общественной жизни может быть только лицо (individo). Одно только лицо может быть неограниченным правительством, только лицо освобождает народ от всякого вмешательства в правительство. Поэтому здесь необходим государь, монарх. Только власть монарха есть власть неограниченная. Только при неограниченной власти монархический народ может отделить от себя государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого политического значения, предоставив себе жизнь нравственно - общественную и стремление к духовной свободе. Такое монархическое правительство и поставил себе народ русский. Сей взгляд русского человека есть взгляд человека свободного. Признавая государственную неограниченную власть, он удерживает за собой свою совершенную независимость духа, совести, мысли". Цель народа заключается в следующем:"Петр, скажут, возвеличил Россию. Точно, он много придал ей внешнего величия, но внутреннюю ее целость он поразил растлением; он внес в ее жизнь семена разрушения, вражды. Да и все внешние славные дела совершил он и приемники его силами той России, которая возрастала и окрепла на древней почве, на других началах. Доселе солдаты наши берутся из народа, доселе еще не вовсе исчезли русские начала и в преобразованных русских людях, подверженных иностранному влиянию. Итак, петровское государство побеждает с силами еще допетровской России; но силы эти слабеют, ибо петровское влияние растет в народе, несмотря на то, что правительство стало говорить о русском народе и даже требовать ее. ............ |