Часть полного текста документа: Творчество Леонида Николаевича Андреева принадлежит к одной из ярких страниц в истории русской литературы конца XIX - начала XX века. Это писатель большого таланта, оригинальный, своеобразный художник. Работая адвокатом в суде, посещая судебные заседания, писатель "подсмотрел" сюжеты своих ранних произведений. Так появились рассказы: "Защита", "Что видела Галка", "Первый гонорар", "Книга", "Христиане"; повесть "Жертва". В них созданы живые психологические портреты обвиняемых. Стремясь проникнуть во внутренний мир людей, "переступивших закон", Андреев писал об уродующих и калечащих человека неприглядных условиях социальной жизни. Писатель работал и в жанре фельетона. Им создано два цикла фельетонов - "Впечатления" и "Москва. Мелочи жизни". В них он развивал темы из своей судебной практики. Постоянной мишенью для стрел Андреева-фельетониста становятся российские обыватели, омещанившиеся интеллигенты - "люди теневой стороны" улицы. Рассказ "Баргамот и Гараська" Андреев считал началом своей писательской биографии. Рассказ был выдержан в традициях демократической русской литературы писателей-шестидесятников. Повествование о непокорных и вольнолюбивых "пушкарях" стало в рассказе тем социальным фоном, на котором развёртывается сюжет. В ироническом тоне, с улыбкой "недоверия к факту" Андреев изображает в рассказе трогательное примирение городового и затравленного бродяги накануне пасхи. "По отчеству...Как родился, никто по отчеству...не называл", - вырывается из груди Гараськи. В этих выстраданных и бессвязных словах слышится авторская боль и горячее сочувствие к отброшенному на дно жизни человеку, в ограбленной и заплёванной душе которого ещё теплится чувство собственного достоинства. От "праздничного" вымысла не остаётся и следа. Об этом рассказе высоко отозвался Горький: "... на меня повеяло крепким дуновением таланта...". Сочувствием к человеку проникнут и автобиографический рассказ-очерк Андреева "Алёша-дурачок" - о дурачке Алёше, сгорбившемся, с беспомощно опущенными руками и глазами, полными "несказанной тоски и муки", которого заставляют "выпрашивать копеечку" и жестоко бьют. С горькой иронией вспоминает Андреев о своей детской и наивной попытке гимназиста-"барчука" помочь несчастному. Этим же чувством наполнен рассказ "В Сабурове", о котором одобрительно отозвался А. П. Чехов, где Андреев создаёт выразительную зарисовку сельского Квазимодо, мужика Пармена Костылина, обезображенного ужасной болезнью. Ранние рассказы Леонида Андреева - это крик отчаяния, боли и гнева прежде всего самого автора. Присутствие автора чувствуется за каждой строкой. Он настолько глубоко вторгается в художественную ткань произведения, что становится ещё одним, неназванным действующим лицом. Все герои Андреева в той или иной мере несут на себе отпечаток авторского "я", передают движение авторской мысли. И в дальнейшем именно эта мысль приобретает значение главного персонажа во всех сочинениях писателя. При этом степень авторского сопереживания изображаемому настолько велика, что "я" писателя, вклиниваясь в объективно-реалистический тон повествования, начинает эмоционально преобразовывать действительность. Так, в рассказе "Петька на даче" это сказывается и в некоторой "густоте красок", к которой прибегает Андреев, создавая портрет десятилетнего мальчика из парикмахерской, отупевшего от побоев и превратившегося в "состарившегося карлика", но особенно в бурном выражении отчаяния Петьки, которого увозят с дачи в ненавистный город. ............ |