Часть полного текста документа:Андрагогика: наука обучения взрослых В последние годы выделилось особое направление - теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения. Посмотрим подробнее на то, как проявляются эти особенности. Михаил Владимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования. Как известно, язык отражает способ мышления, он в свою очередь воплощается в наших действиях. Говоря и думая о взрослых учащихся, как о школьниках или студентах, мы невольно переносим в наши действия стереотипы, привычные для обстановки школы или вуза, для педагогики, имеющей дело с детьми, подростками, но не со взрослыми. В последние годы в самой педагогике выделилось особое направление - теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения. Особенности взрослых учащихся К их числу относятся следующие: потребность в обосновании (смысле); потребность в самостоятельности; жизненный опыт; назревшая необходимость; практическая направленность. Посмотрим подробнее на то, как проявляются эти особенности. Потребность в обосновании (смысле) Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс или раздел. Опытные вузовские преподаватели часто упоминают о том, для чего важно знать то, что сейчас изучается, и какие отрицательные последствия связаны с незнанием.. Взрослые учащиеся также интересуются (открыто или неявно) тем, что будет, если они "не выучат" (не изучат, не освоят) данный материал. Более того, взрослые учащиеся не пожалеют времени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучение того, что им предлагают. Сказанное подтверждается не только наблюдениями и опытом, но и данными специальных исследований. Потребность в самостоятельности Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность - основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебную обстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасывается назад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился в прямой или косвенной зависимости от учителя. С моей точки зрения, основное направление, по которому реализуется эта потребность, - возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив. Пример: жизненный опыт Тренер-консультант Елена Ларцева (Санкт-Петербург) говорит: "Для большинства слушателей признать, что они что-то делают не так, особенно если это привычная модель поведения, - значит подвергнуть сомнению свой жизненный и профессиональный опыт. Чем этот опыт больше, тем сильнее сила сопротивления. Даже если человеку приходится признавать свои ошибки, это делается примерно так: "Нет, в общем-то, я согласен, но...". Например, в курсе по технике продаж при анализе ролевой игры группа нашла взаимодействие участницы с "клиентом" ошибочным: участники отметили, что продавец, не выслушав клиента, сразу стала предлагать полный перечень услуг. ............ |