АНАЛИЗ постановлениЯ Министерства экономики Республики Беларусь "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов" от 10.09.2008 г. № 183
Применяемая в настоящее время в Республике Беларусь система ценообразования направлена на сочетание двух моделей - рыночной и централизованной, которые по своей сути являются полярными. В условиях государственного регулирования ценообразования формирование цены на товары и тарифов на услуги производится государственными органами, уполномоченными на это, до начала процесса производства. Поскольку главная задача директивного (административного) управления экономикой - сдерживание роста цен на социально значимые товары (работы, услуги), на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, то при формировании цен необходимость возмещения экономически обоснованных затрат и получения достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, а также наличие спроса и предложения, не играют главенствующей роли. Поэтому главный экономический постулат - "цена - это денежное выражение стоимости товара" - в данном случае неприменим. Регулируемая цена (тариф) должны применяться всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Второе направление ценообразования связано с формированием свободной цены на товары, работы, услуги. Свободная цена напротив чутко реагирует на изменение спроса и предложения и в основном включает в себя два элемента - себестоимость и прибыль.
С учетом названных двух направлений в республике начиная с 1999 г. формируется соответствующая правовая база. Год 1999 как точка отсчета выбран неслучайно - с 13 мая этого года вступил в силу Закон от 10.05.1999 "О ценообразовании" (далее - Закон о ценообразовании, Закон), являющийся, несмотря на несовершенство многих его норм, базовым в этой области. Помимо названного Закона в настоящее время государственная ценовая политика определяется Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285, О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ № 285), а также многочисленными актами Правительства и республиканских органов государственного управления. Поскольку Указ № 285 является вторым по значимости после Закона законодательным актом, определившим круг товаров, цены на которые подпадают под прямое государственное регулирование, о нем следует сказать особо. Во-первых, в Указе № 285 концептуально изложены требования государства, ограничивающие свободное ценообразование. Во-вторых, приведен Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом (далее - Перечень). В-третьих, определен исчерпывающий перечень государственных органов, которые вправе эти цены и тарифы устанавливать. Помимо Правительства в их число вошли 8 министерств, один комитет, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Национальный банк, все облисполкомы и Мингорисполком. Попытка регулирования ценообразования в соответствующих отраслях другими государственными органами неправомерна и должна быть расценена как нарушение требований названных законодательных актов.
В то же время практика применения Указа № 285 и Закона показала, что в действительности в республике применяется значительное количество нормативных правовых актов, изданных государственными органами, не включенными в Перечень. ............